В гостях у программы «Утро в Петербурге Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук.

Николай Растворцев, ведущий: Чуть меньше двух недель осталось у родителей будущих первоклассников, чтобы определиться с выбором учебного заведения, и 1 апреля подать заявление на поступление в школу или же отложить этот вопрос до следующего года.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет, и те, кому в этом году только исполнится 7, могут продлить детсадовское беззаботное детство, если в школу ребёнку пока объективно рано.

Николай Растворцев, ведущий: Как определить стоит ли ребёнка раньше отдать в школу?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: У нас есть отрезок, предложенный государством, и в этом плане ориентироваться нужно именно на ребёнка, на его готовность. Важно понять, что готовность к школе – это неумение читать и писать, важно, чтобы ребенок был эмоционально готов, чтобы у него были сформированы базовые социальные навыки, умение концентрироваться и было здоровье.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы говорите про базовые социальные навыки. Что под этим имеем ввиду?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Самое главное – это самостоятельность. Когда мы говорим про будущего первоклассника, то это ребёнок, который остается вне заботы родителей. Очень важно, чтобы он умел самостоятельно одеваться, собирать портфель, навыки гигиены. Самое сложное для современных первоклассников – после урока физкультуры застегнуть пуговицы. В наше время умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки – это уже показатели развития ребенка.

Николай Растворцев, ведущий: А что касается темперамента? Влияет ли он на решение отдавать ребёнка в первый класс или нет?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Во-первых, темперамент – наши базовые настройки, как в телефоне, и мы их принимаем как есть. Важно понимать, что спокойные дети будут адаптированы лучше. Если ребенок подвижный, и у него есть какие-то сложности дисциплины, будут проблемы. Важно понимать, зрел ли ребенок эмоционально, есть ли у него гиперактивность. Если есть такие нюансы, то поступление в школу лучше отложить по возможности.

Николай Растворцев, ведущий: Если ребёнок – хулиган, вы бы советовали заранее начать готовить его к школе?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Хулиганы делают нашу жизнь веселее и ярче. Но, конечно, мы должны готовить ребёнка к тому, что школа – это определенные требования и правила. Им, к сожалению, нужно соответствовать.

Николай Растворцев, ведущий: Когда еще рано, а когда уже поздно? За год, за полтора? Может быть, наоборот, подождать, пока он вырастет?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Рекомендуется проводить первую диагностику развития ребёнка в 5 лет, чтобы понять, готов ли он к школе и какие навыки нужно подтянуть. В оставшиеся полгода можно работать над самостоятельностью, умением общаться и дружить, взаимодействовать с коллективом. Это особенно важно для детей, которые не посещают детский сад.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как выстроить такую работу?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Пользу родителям могут принести различные спортивные секции, кружки, занятия, где есть режим. Если мы говорим про домашнюю историю, то просто введение каких-то домашних обязанностей, то, за что ребёнок может отвечать. Помощь по дому, уход за питомцем, самостоятельный поход в магазин – всё это позволит ему сформировать те навыки, которые необходимы.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Надо ли усаживать ребёнка за стол на какое-то время?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Я против. Мы можем просто отбить охоту ребёнка. Навыки можно прекрасно развить через совместные настольные игры, творчество, если мы говорим про какую-то мелкую деятельность, усидчивость, терпение.

Николай Растворцев, ведущий: Какие еще стоп-фразы или стоп-дела в вашем списке? Что родители делают не так?

Елена Потапова, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, кандидат психологических наук: Очень часто родители пугают школой. Так делать не надо. Говорить о школе нужно честно, но без драматизма, если у родителя был свой негативный опыт. Будущему первокласснику лучше говорить о тех моментах, которые были приятными, и про то, чему родитель учился в школе.