ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:
Николай Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
На этой картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены император Пётр и его сын Алексей Петрович, обвинённый в подготовке захвата власти. Позже царевич умер в каземате Петропавловской крепости, по официальной версии — от огорчения.
Михаил Салтыков-Щедрин отмечал, что всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен сознаться что был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти.
Собираясь изобразить сцену, Ге побывал во дворце Монплезир, причём только однажды, как он сам сказал: «чтобы не разбить впечатление, которое я вынес». Зато он очень долго рассматривал комнату, а также подлинный халат и колпак Петра I .
Впрочем вряд ли подобная сцена могла иметь место в реальности, ведь к 1718 году — когда происходили эти события, дворец Монплезир ещё даже не был достроен.
В процессе работы над картиной отношение художника к героям менялось. Ге говорил «во время писания картины я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть».
Известно, что частично Ге писал внешность Петра с натуры — со своей супруги Анны Петровны, а для создания образа Алексея Петровича использовал в качестве натурщика маленького чиновника министерства финансов, в болезненном истощённом лице и фигуре которого находил некоторое сходство с портретами царевича.
Созданный Ге образ Петра I послужил основой для знаменитой статуи скульптора Марка Антокольского, установленной в Петергофе.