Андрей Смирнов, ведущий:
В начале XX века ансамбль Исаакиевской площади дополнили два монументальных здания, которые уравновешивали противоположные границы — гостиница «Астория», построенная по проекту архитектора Фёдора Лидваля, и величественное здание германского посольства. Его воздвигли в 1911 — 1913-х годах по проекту знаменитого мастера немецкого неоклассицизма Петера Беренса.
Посольская резиденция Германской Империи в Петербурге является единственным произведением этого архитектора в России. Вообще это место под посольство кайзеровская Германия приобрела ещё в 1873 году со старым особняком, который неоднократно перестраивался. В итоге было решено снести старое здание, и на его месте построить специальный новый посольский дом. Для этих целей Рейхстаг выделил почти 2 миллиона рублей — гигантская сумма по тем временам. Эпичное строительство и поставки стройматериалов осуществляли сразу несколько петербургских и немецких компаний, а самому Беренсу на месте событий помогали тогда ещё совсем молодой начинающий голландец Людвиг Мис ван дер Роэ — будущий великий конструктивист, который построил почти пол Америки, и петербургский зодчий с немецкими корнями — Вильгельм Шёне.
Во внутреннем дворике находился фонтан со скульптурной композицией «Девочка на черепахе» немецкого скульптора Ренкера. Фонтан сохранился до наших дней, правда, сейчас находится в другом месте. И два барельефных медальона, выполненных по эскизам другого немецкого скульптора Йозефа Вакерле.
А вот эта небезызвестная скульптурная композиция до сих пор овеяна многочисленными мифами и легендами. При строительстве здания конная группа «Диоскуры», созданная берлинским профессором Энке, венчала само посольство. Петербуржцы жаловались, что подобная группа неуместна по соседству с Исаакиевским собором, так как оскорбляет религиозные чувства видом обнажённых фигур. Нарекание вызывала не только скульптурная группа, но и само здание посольства. На следующий день после объявления Германией войны России и начала Первой Мировой, в столице вспыхнули антинемецкие демонстрации. Одна из них направилась к немецкому посольству, и в здании совершили настоящий погром. «Диоскуров» сбросили с крыши посольства. Это была первая победа над кайзером Вильгельмом II. А вот что было с ними дальше, действительно, до сих пор так и неизвестно. Сегодня же мы можем видеть лишь макет того знаменитого украшения.
Все интерьеры были спланированы рационально и оформлены изысканно. Беренс показал себя как отличный дизайнер. На втором этаже посольства располагались исключительно парадные залы и квартира самого посла. В каждом интерьере находились исключительно оригинальные произведения только немецкого искусства. Все детали и предметы убранства были выполнены по эскизам и чертежам самого Беренса, и изготовлены только на предприятиях Германской Империи. В каждом зале было своё собственное оформление и свой собственный камин. Причём они сохранились в этом здании до сих пор.
Мы находимся в кабинете последнего посла Германской Империи в Петербурге графа Фридриха фон Пурталеса. Он, кстати, пробыл в России целых 7 лет. Именно он вручал министру иностранных дел Российской Империи Сергею Сазонову ту самую ноту об объявлении войны. И, по легенде, говорят, очень сильно рыдал.
Итак с лета 1914 года здание посольства пустовало, но подверглось погромам. И лишь после заключения Раппальского договора о восстановлении дипломатических отношений между двумя уже новыми государствами — Советской Россией и Веймарской Республикой 16 апреля 1922 года — это здание вновь вернули Германии. Её генеральное консульство в Ленинграде располагалось здесь вплоть до Великой Отечественной войны.
С 1941 года и во время фашистской блокады Ленинграда в здании бывшего германского посольства располагался один из городских госпиталей — эвакуационный госпиталь № 919. Здание было идеально для него. Оно могло выдержать осаду и даже артиллерийский обстрел. В нём располагались обширные подвалы, в которых можно было хранить припасы.
Сегодня половину здания бывшего германского посольства занимает главное управление Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Оно сохраняет верность отечественным юридическим традициям и безусловно чтит историческую память. Например, о прославленном петербургском судье Анатолии Кони. А в 2022 году вот здесь появился бюст другому выдающемуся петербуржцу — самому Гаврииле Романовичу Державину. Именно он был первым министром юстиции Российской Империи после знаменитой министерской реформы императора Александра I начала XIX столетия.
От посольства Германии до Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Изучим историю единственного в нашей стране творения немецкого архитектора Петера Беренса
5 марта 2025, 07:45