В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга.

Тимофей Зудин, ведущий: С каждым годом петербуржцев становится все больше. На 1 января 2025-го года в нашем городе проживает 5 миллионов 646 тысяч человек. Это на 48 тысяч больше, чем годом ранее. На это повлияла совокупность факторов. Для того чтобы на первом месте была рождаемость, в стране уже который год действует программа материнского капитала. У нас хорошие новости. Программа продлена до 2030-го года.

Марианна Дьякова, ведущая: Подавляющее большинство тратит материнский капитал на покупку недвижимости. При этом каждый член семьи должен получить долю в этой квартире. Как правильно эту долю рассчитать? Какие сделки с ней можно совершать?

Тимофей Зудин, ведущий: С 2017-го года в нашей стране реализовали более 9 миллионов сертификатов материнского капитала. В основном тратят деньги на жилье, потом сталкиваются с проблемами, нарушаются права детей, признают сделки недействительными, кто-то вынужден возвращать материнский капитал. Каким образом распределяются доли в купленном при помощи маткапитала жилье?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Важно знать, что маткапитал – это деньги федерального бюджета, играться с ними не нужно. Если вы приобретаете квартиру с маткапиталом, вы должны наделить долями в этой квартире вашего супруга, отца одного из детей, и, конечно, детей. При этом совершеннолетние члены семьи в праве отказаться от реализации права. Несовершеннолетние без разрешения органов опеки не могут.

Марианна Дьякова, ведущая: Имеют ли право на долю неродные дети?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Мы смотрим на детей матери. У мамы было двое детей, она вступает в новый брак, например, и там тоже, например, рождается ребёнок.

Марианна Дьякова, ведущая: А если у папы дети?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Нет. Более того, например, у мамы был один ребенок, она развелась, вступила в новый брак. Сейчас у неё новый муж, и у них рождается ребёнок уже в этом браке. Они получают материнский капитал и тратят на покупку квартиры. Наступает момент, когда ипотека выплачена, всё замечательно, и нужно наделить детей и супруга-родителя долями. В этот момент, когда они решили делать соглашение, смотрим, кто является супругом этой мамы.

Тимофей Зудин, ведущий: Вдруг она снова вышла замуж?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Совершенно верно. Но при этом, если её третий супруг не является отцом, то он права на долю не имеет.

Тимофей Зудин, ведущий: А что происходит с долей?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Она делится между мамой и детьми. Иначе какой-нибудь специально обученный мужчина может вот так жениться всю жизнь, например, и получать доли во всех этих квартирах этих женщин.

Тимофей Зудин, ведущий: Допустим, купили огромную квартиру 300 метров, маткапитал использован частично. В ней можно выделить какой-то кусочек под маткапитал? Как это сделать?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Конечно, это все делается при заключении соглашения об определении долей. Естественно, мы смотрим сумму маткапитала и сумму всей квартиры. Если родители говорят, что хотят выделить детям долю, которая по маткапиталу положена, значит детки получат, предположим, по одной сотой, не меньше. Потому что в каких-то регионах нашей страны за стоимость маткапитала можно купить целый объект недвижимости, например, целый дом.

Марианна Дьякова, ведущая: Как продать квартиру, купленную на маткапитал? Возможно ли это?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Да, конечно, всё возможно. Надо вспомнить, что у нас есть святая обязанность сначала выделить доли на имя детей, без этого нельзя. Бывают случаи, когда родители говорят, что мы эту квартиру продадим, купим лучше, и там детям выделим доли. Так нельзя. Вы нарушаете обязательства, которые установлены федеральным законом. Если там доли есть у несовершеннолетнего ребенка, получаем разрешение органов опеки.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть должно быть улучшение жилищных условий?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Не ухудшение хотя бы. Продаем квартиру, но с разрешением органов опеки и обязательно в нотариальной форме.

Тимофей Зудин, ведущий: Можно ли отказаться от своей доли?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Конечно, вы пишете отказ, имеете право, вас никто не может насильно заставить получить собственность. Если квартира, например, оформляется на маму, берётся кредит, она выплачивает кредит, и она должна наделить мужа и деток долями.

Тимофей Зудин, ведущий: Мама не может отказаться от доли?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Она уже может только подарить, если ей эта собственность не нужна. Написать отказ не может, она уже собственник и значится в Росреестре.

Тимофей Зудин, ведущий: Если квартира была приобретена при помощи материнского капитала, то у неё есть обременение. Я, как покупатель, хочу купить недвижимость. Могу ли я это увидеть?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Вы можете это не увидеть.

Марианна Дьякова, ведущая: Какие могут быть проблемы, если покупаешь такую квартиру?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Проблемы начинаются с того, что родители решили продать сейчас, купить лучше и там детям выделить доли.

Тимофей Зудин, ведущий: Без выделения долей сделка может быть признана недействительной?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Да, может такое быть. Поэтому, когда нотариус в сделке видит, что продавцы вполне себе молодые люди, обязательно спросит, не были ли использованы средства маткапитала.

Тимофей Зудин, ведущий: Это может быть проверено?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Если у нотариуса возникают стойкие сомнения, то у продавца можно потребовать справку из пенсионного фонда, в которой мы увидим, что потрачены средства маткапитала. Бывали случаи попыток обналичивания маткапитала не в Санкт-Петербурге. На маткапитал пытались покупать строения, которые были уже хибарками.

Тимофей Зудин, ведущий: Коммерческая недвижимость не может быть приобретена на маткапитал?

Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Нет, только жилая. С 2025-го года действует новое правило: если приобретается жилой дом или часть жилого дома, то деньги из пенсионного фонда продавцу не будут перечислены, если не будет заключения специальной комиссии о том, что этот дом пригоден для проживания.