В гостях у программы «Утро в Петербурге» Андрей Головнёв, ведущий диктанта, член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В 16 часов вечера в нашем городе пройдет первый Всероссийский научный диктант. Любой желающий, как очно, так и в режиме онлайн, сможет проверить свои знания в области науки и техники, узнать новые факты о великих ученых и их открытиях.
Николай Растворцев, ведущий: Если вы решили принять участие буквально только что, то у вас есть несколько часов для подготовки.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Всероссийский научный диктант – важный шаг в популяризации науки, в приобщении молодёжи к научному наследию России и к развитию научной мысли, научного мышления. Кунсткамера, созданная одновременно с ней и библиотека, стали первыми научными учреждениями России – колыбелью российской науки. Весь прошлый год у нас прошел под знаком российской науки, когда мы отмечали 300-летие Императорской Академии наук. Насколько глубоко вы будете копаться в истории? Какие знания будут всплывать на поверхность у участников диктанта?
Андрей Головнёв, ведущий диктанта, член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН: Конечно, глубоко и по-всякому, потому что разные измерения – это стиль науки, она обладает сразу несколькими ракурсами и вариациями зрения. И вообще говоря, самое главное в науке – это смелость. Это может показаться неожиданным, но и Пётр, который учредил Кунсткамеру, Академию наук, был человеком, превосходящим сам себя. То есть то, что невозможно, становилось возможным. Всё, что связано с преодолением тайн немыслимого, становится наукой. Поэтому наука – это не вялые знания. Наука – это смелость, вызов, самореализация, превосхождение. Если кто-то до сих пор не дочитал толстые тома, немедленно это сделайте до 16.00. Популяризация науки – это открытие самого себя миру и мира себе. Иначе говоря, это культура мышления, культура самосознания. Не надо думать, что наука – знание для кого-то знание извне, она живет в каждом из нас. То, что идёт популяризация, совершенно естественно. Кунсткамера – это тоже популяризация науки с самых начал. Музей призван популяризировать, показывать, загадывать загадки. Перед людьми, условно говоря, зеркало того, что они знают, и как понимают самих себя. Люди часто ходят в музей для того, чтобы понять, кто они есть на самом деле. Когда этот цикл, отражение себя и мира совпадают или, наоборот, открывает что-то новое, это и есть научный путь.
Николай Растворцев, ведущий: Много ли будет вопросов?
Андрей Головнёв, ведущий диктанта, член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН: Пара десятков всего.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В каком возрасте нужно приходить к науке?
Андрей Головнёв, ведущий диктанта, член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН: Дети по призванию, по настроению еще не состоявшиеся учёные, но подающие большие надежды. Вот тяга к загадкам – и есть научное тяготение. Поэтому, чем раньше мы дадим детям, пусть сначала игру, но азартную, интересную и сложную. Не надо думать, что дети – это упрощенные взрослые. Напротив, дети – это те, ещё не ставшие взрослыми, таланты, которые нужно всячески выращивать. Наука – прекрасный корм для детских мозгов.