ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
Самая развитая сеть трамвайных маршрутов России находится в Северной столице. В 1987 году на улицах города пролегало 600 км рельсовых путей. А на стыке веков знакомые горожанам маршруты стали пропадать. Сегодня от них остались только воспоминания.
На заре ХХ века торжественный запуск трамвая от Главного Штаба до 8-й линии Васильевского острова стал началом конца истории конки в Северной Столице. Первые вагоны были отделаны ценными породами дерева и вмещали всего 34 пассажира. Десятилетиями транспорт стремительно развивался, пока частных автомобилей не стало слишком много — пришлось уступать дорогу.
МИХАИЛ ЧЕРНЫШ, краевед:
Вот мощёные пути круглой брусчатки, это до революции, в первые десятилетия Советской власти самый распространённый был вид мощения. Затем на улицах стали чаще мостить тёсаным камнем, габбро-диабаз назывался. И уже в поздние Советские времена на перекрёстках с интенсивным автомобильным движением, где пути чаще всего разбивались, клали вот такие чугунные плиты. Они до начала 2000-х точно существовали.
Краевед Михаил Черныш увлёкся трамваями в раннем детстве, когда бабушка приводила его наблюдать за транспортом на конечную остановку. Спустя годы мужчина стал пассажиром последнего рейса на Крестовском острове С места, где находится современная автобусная станция, трамваи отправлялись вплоть до 2007 года. Кольцевой принцип постройки: в некоторых местах даже металлические опоры, сохранились — а вот рельсы демонтировали целиком. Дорогу, по которой трамваи вывозили болельщиков после матчей на стадионе имени Кирова, сегодня делят пешеходы и велосипедисты.
МИХАИЛ ЧЕРНЫШ, краевед:
В день мероприятия со всех маршрутов города, их было больше 50, снимали буквально 1-2 вагона, с каждого маршрута. И они все направлялись сюда, на Крестовский. Здесь скапливалось вагонов десятки. Для болельщиков было высший пилотаж так подгадать своё место в толпе, чтобы подойти, чтобы подали вагон того маршрута, который проходил недалеко от его дома.
В Советские годы трамваи-путешественники пересекали город в самых неожиданных направлениях. Добраться из Купчино в Парк культуры и отдыха им Кирова для воскресной прогулки, причем без пересадок, позволял маршрут 25. Всего с одной пересадкой можно было доехать от Васильевского острова до Московского района. Сегодня линии рельс пересекаются реже, и транспортные узлы стали куда менее запутанными.
МИХАИЛ ЧЕРНЫШ, краевед:
Один из самых известных это перекрёсток Среднего проспекта и 8-9 линии, который даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький по площади и сложный трамвайный перекрёсток. Изучать, как менялось лицо города, это очень, в том числе, обогащает какими-то историческими параллелями. Трамвай — это очень яркий акцент в городской среде… какие дома были, какие улицы.
Неподалёку от транспортного узла на Васильевском остров в 1930-х годах жил Осип Мандельштам. В творчестве поэта трамваи оживают и становятся неотъемлемой частью города. Из окон комнаты в доме на 8-й линии Осип Эмильевич наблюдал:
Красноглазой сонной стаей
Едут вечером трамваи.