В гостях у программы «Утро в Петербурге» Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом» и Андрей Соколов, директор театра «Шалом».

Марианна Дьякова, ведущая: В Петербург, в культурную столицу пожаловал Московский театр «Шалом». Четыре года назад в театре произошли кардинальные изменения. Что изменилось?

Андрей Соколов, директор театра «Шалом»: Изменилось все. До этого театр 10 лет находился в ремонте, за эти 4 года он открылся. Скоро мы переезжаем в центр Москвы. Получается, что за 3 года мы дважды открыли Театр «Шалом».

Николай Растворцев, ведущий: Вы привезли в Петербург четыре спектакля, два из них – «Исход» и «Поезд жизни». Они впервые будут представлены здесь, в культурной столице. Спектакль «Исход» – первая московская постановка петербургского режиссера. Петербург и Москва театрально разные или одинаковые?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Мне кажется, что театральное поле единое во всей стране, и это прекрасно, что московские режиссеры ставят в Санкт-Петербурге, санкт-петербургские ставят в Москве. В Театре «Шалом», например, идут спектакли не только Петра Шерешевского, но ещё и Яны Туминой. Поэтому не могу сказать, что есть какая-то разница между театрами. Разница между зрителями, конечно, есть. Мы играем спектакли и в Питере, и в Москве, понимаем, что зрительская реакция отличается, они по-разному воспринимают.

Марианна Дьякова, ведущая: Какая публика в Петербурге?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: В Петербурге интеллигентная, контактная, тонко слышащая публика. Москвичи слышат одно, а питерцы – другое.

Марианна Дьякова, ведущая: Что петербуржцы услышат в выбранных спектаклях? Почему именно эти четыре спектакля выбраны из репертуара?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Потому что они наиболее полные на данный момент. Мы не можем привести все, но выбрали спектакли, которые ярко представляют спектр всего, что делает «Шалом». Например, «Исход» Петра Шерешевского – спектакль по современной драматургии, это интеллектуальный спектакль с использованием современных технологий. Спектакль «Поезд жизни» – это комедия абсурда в стиле Кустурицы. Спектакль «Моня Цацкес – знаменосец» – про еврейского Швейка по Эфраиму Севеле. Спектакль «Жирная Люба» питерцы хорошо знают, потому что это коллаборация с «Театральным проектом 27», и мы играем его раз в месяц в Театре на Фонтанке. Так как билетов никогда не достать, мы решили привезти его сюда.

Марианна Дьякова, ведущая: На какой спектакль пойти тому, кто в театре не был ни разу?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Невозможно сказать, какой «ребёнок» из 22 спектаклей любимый. За эти три сезона мы полностью обновили репертуар.

Николай Растворцев, ведущий: Эксперименты с новыми форматами – это характерная черта вашего театра. О каких форматах идет речь? Насколько далеко вы позволяете заходить экспериментам на сцене или есть какие-то границы?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Рамки есть – это Уголовный кодекс, Конституция, законы Российской Федерации. Но вообще признак творчества – это расширение рамок и нарушение границ. Потому что, если ты делаешь то, что ты уже делал, повторяешь из раза в раз, получается, что ты ремесленник, а если ты ищешь новое, то ты творец. Поэтому мы стараемся всё-таки быть театром-творцом и все время искать новое: это и спектакль-сторителлинг, и пластические спектакли, и комедии. То есть мы всё время идём в разные стороны и представляем зрителям широкий спектр.

Андрей Соколов, директор театра «Шалом»: Пока люди идут от метро до театра, мы сделали специальный аудиоспектакль об истории театра.

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Об истории всех национальных театров Москвы, и зритель может послушать.

Марианна Дьякова, ведущая: Будут ли какие-то премьеры?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Да, мы с ними приехали. Выпустили вчера премьеру «Голиаф» по библейскому тексту о Давиде и Голиафе. Впереди нас ждет премьера греческой комедии «Лисистрата», а следующий сезон мы откроем премьерой Петра Шерешевского по Лессингу – это классическая пьеса, которая называется «Натан Мудрый».

Николай Растворцев, ведущий: Какой сегодня молодой актёр? Чего он хочет от театра? Чего он хочет от репертуара?

Андрей Соколов, директор театра «Шалом»: Хочет много красивых имён режиссёров, потому что у нас складывается потрясающая коллекция, что актёров, что режиссёров. Артисты хотят в наш театр, потому что можно прикоснуться с кем угодно – Александром Золотовицким, Галиной Зальцман, Яной Туминой, Шершевским и так далее. То есть все ведущие практики театра, ведущие режиссеры. Это очень круто, что актёры могут быть уверены в том, что им посчастливится поработать с великолепными режиссерами.

Николай Растворцев, ведущий: Олег, как вы смотрите на тех, кто приходит в театр? Какие сегодня молодые артисты?

Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом»: Самые разные. Самое главное, что в эту профессию идут люди не совсем нормальные, но это классно, каждый как уникальный алмаз. У нас принцип такой в театре, что мы никогда не берём просто так в труппу, всегда берём артиста на роль. То есть каждый артист – очень яркая индивидуальность. Но сейчас приходят артисты, которые умеют и любят очень много работать, по крайней мере в «Шаломе» так, потому что мы играем 30 спектаклей в месяц с труппой в 30 человек. У нас все любят очень много работать, и директор делает всё, чтобы у всех была достойная зарплата, уровень жизни.