В гостях у программы «Утро в Петербурге» Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера» и Наталья Сорокина, актриса.
Тимофей Зудин, ведущий: В ближайшее воскресенье в атриуме Государственного музея политической истории России театр «Придворная опера» представит документальную музыкальную драму «Гуси-лебеди спасают Ленинград». Это трогательная история об учителе музыки, который, чтобы спасти юных ленинградцев от уныния и отчаяния, ставит с ними музыкальный спектакль на музыку композитора Юлии Вейсберг, ученицы и родственницы самого Римского-Корсакова. История спектакля действительно очень трогательная, и причем это же история и Ленинграда – история нашего города. Расскажите, пожалуйста, как разворачивались события.
Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера»: Я постоянно занимаюсь историей Ленинграда, как дочь блокадников и внучка блокадников, которые всю блокаду прожили у Казанского собора в доме. Для меня это просто миссия. Занимаясь историей духовной жизни Ленинграда в блокаду, я вдруг случайно читаю об истории, про которую написал Иосиф Раскин, старейший петербургский журналист, о детском доме №17. Неизвестная учительница, мы так и не нашли её имени, хотя искали во всех архивах, для того, чтобы спасти детей, решила поставить с ними спектакль. Этому предшествовала встреча её с композитором Юлией Вейсберг, которая была уже тяжело больна, у неё погиб сын, это внук Римского-Корсакова, и она потеряла рассудок, попала в больницу и оттуда каким-то образом ушла, бродила по улицам, думая, что она ребёнка качает. Встретила эту учительницу, которую она сразу не узнала, но услышала знакомую мелодию. Потом, когда она пришла в детский дом, эту мелодию вспомнила, нашла эти ноты и долго думала, что с этим делать. Решила, что единственный способ как-то спасти детей, которые пребывают в страшном унынии, это сделать с ними музыкальный спектакль, маленькую оперу «Гуси-лебеди», которую написала Юлия Вейсберг еще до войны.
Тимофей Зудин, ведущий: Потрясающая история, действительно душераздирающая, я бы сказал.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А что-то известно о тех участниках в постановке?
Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера»: Вы знаете, ничего неизвестно. Есть воспоминания некоторых людей очень отрывочные. Но я, делая вот этот спектакль, когда писала эту пьесу, я нашла огромное количество воспоминаний детей, которые были в разных детских домах. Про эту оперу они ничего не рассказывали. Но рассказывали про то, какие праздники им устраивали их воспитатели, как они ходили на ёлку, как их водили в театр.
Тимофей Зудин, ведущий: И вы эти материалы использовали?
Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера»: Да. Все слова, которые произносят в этом спектакле дети, подлинные.
Тимофей Зудин, ведущий: Наталья, расскажите, какую роль вы играете.
Наталья Сорокина, актриса: Хочу уточнить, Людмила Александровна еще и драматург в этой постановке. Пьесу сочинила именно она. Поскольку я дочь блокадницы и преподавателя Киры Юлиановны Сорокиной. Это моя мама, которая тоже ввела в свое время школьный театр, и у нее вот этот импульс, видимо, остался после блокадного самого тяжелого года, когда она единственная в семье выжила, потому что моя тётя лежит на Пискаревском кладбище. Людмила Александровна каким-то чутьем художественного образца почувствовала во мне именно потомственного педагога. Помимо того, что я певица и актриса «Петербург-концерта», я еще являюсь преподавателем, которой тоже руководит Людмила Александровна. Видимо, это уважение к преподавателю, который детскую энергию, которая всегда превышает взрослую, умел всегда правильно направить в нужном русле и в нужном направлении, помогло ей почувствовать, что у нас есть какая-то в этом смысле энергетическая связь. А у меня, как Людмила Александровна предположила, так и было, действительно потомственное. И дочь у меня преподаватель, закончила институт Герцена. Поэтому я очень благодарна, что Людмила Александровна сделала этот выбор. Надеюсь оправдать память мамы, потому что для меня это имеет огромное значение.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть сама пьеса про детей, и ребята, я так понимаю, исполняют ведущие роли.
Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера»: Это дети, которые учатся у одной нашей солистки Дарьи Прониной. Она вообще воспитанница Академии молодых певцов Мариинского театра, с замечательным голосом девушка. Кроме того, что она преподает в школе в театре, эта гимназия называется «Северная Венеция».
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы ребят отбирали?
Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера»: Конечно, с одной стороны, там участвуют дети, которые поют, и дети, которые играют драматические роли. Это разные дети. Те, которые поют, их выбирали, естественно, смогут ли они спеть эту музыку. Она несложная, но всё-таки чисто и красиво спеть не так-то просто. Всё-таки это опера, это не песенки. Это действительно арии, хоры, двухголосные хоры, это не так просто. Я выбирала детишек, которые, во-первых, умеют говорить, во-вторых, соответствуют психофизически. Сейчас, когда такие сытые, довольные жизнью дети, довольно сложно выбрать тех, кто может соответствовать таким образам. А я добиваюсь аутентичности. То есть, если мы говорим все те слова, которые говорили дети, события показываем, которые и были, то хочется, чтобы и выглядело все это так, как было на самом деле.
Тимофей Зудин, ведущий: Как ребята воспринимают блокадную историю?
Людмила Модина, автор и режиссёр спектакля, руководитель театра «Придворная опера»: Для меня это очень важно. Ко мне приходили разные дети, начиная с 4 лет. И я, скажем, разговаривала, спрашивала, знают ли они что-то про блокаду, 90% детей знают. И более того, не просто знают, они это хорошо знают. Вот у меня одна девочка есть, Полина Абрамова, она полуслепая. Перед спектаклем мы делали концерт. Там есть сцена, когда дети обедают. Им разложили кусочки хлеба, эта девочка брала и по крошечке пальчиком собирала хлебушек. Я ей потом говорю: «Полина, а что это?» Она говорит: «Я думаю, они боялись каждый кусочек потерять, каждую крошечку». Второй мальчик мне сказал: «Вы знаете, я даже стал мало кушать сейчас, потому что я хочу понять, что они чувствовали, когда были голодные».
Тимофей Зудин, ведущий: Казалось бы, столько уже и снято, и сказано, и написано о блокадных днях, но тем не менее, появляются новые истории. Приглашаем всех зрителей в это воскресенье на оперу, на драматический музыкальный спектакль «Гуси-лебеди спасают Ленинград».