На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук.
Людмила Ширяева, ведущая: Сегодня по прогнозу ожидается -7 градусов, а это значит, что еще вполне сможем увидеть северное сияние. Причем для этого не нужно отправляться, например, в Мурманск, ведь северное сияние частый гость и в наших краях.
Василий Киров, ведущий: Более того, северное сияние видели даже намного южнее Петербурга, что для меня, конечно же, загадка. Как такое возможно?
Людмила Ширяева, ведущая: Действительно, эти вопросы назрели давно, зададим их нашему гостю.
Василий Киров, ведущий: Как возникают северные сияния? Ведь мы их можем даже в какой-то степени назвать самыми настоящими астрономическими явлениями.
Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук: В какой-то мере да, потому что полярные сияния – это следствие геомагнитной бури, которая возникает в результате взаимодействия сгустка плазмы солнечного ветра с нашим магнитным полем Земли. Все вы знаете, что магнитное поле выходит из магнитных полюсов, и, когда происходит взаимодействие с солнечным ветром – а это электрически заряженные частицы – то они естественно устремляются до линии магнитного поля и движутся к полюсам как к северному, так и к южному. И в результате столкновения с атомами и молекулами нашей атмосферы происходит возбуждение этих атомов и молекул нашей азотистой атмосферы. Там 7-8% азота, 20% кислорода.
Людмила Ширяева, ведущая: Вы сказали про полюса, но ведь в последнее время северные сияния видят даже на юге России. Каким образом вот это арктическое северное явление, за которым ездили в Мурманск, переместилось в южные широты?
Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук: Понятно, что оно не именно в магнитное поле устремляется, а вроде некоторого овала, который окружает это магнитное поле – аврорального овала. И чем сильнее магнитный поток, тем этот овал шире, естественно, уходит в более южные широты вплоть до 60, 70 параллелей. То есть можно в широте Петербурга наблюдать и даже в более южных широтах.
Людмила Ширяева, ведущая: От чего зависит свет и яркость?
Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук: Это зависит от взаимодействия с какими атомами происходит – азотом или кислородом. Как я сказал, что это самодействие с атомами идет, и атом просто стремится вернуться в свое обычное состояние, поэтому он испускает свет. Так вот, красный свет – в основном кислород дает такой оттенок, фиолетовый дает азот, а зеленый – и то, и другое. И высота. Минимальная высота – это порядка 80 километров.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы вспоминаем свое детство, я не помню, чтобы зимой в Петербурге, в Ленинградской области было северное сияние. А сейчас оно здесь буквально каждый год, и не всегда нужна действительно низкая температура для этого. Чем мы заслужили ежегодно такую красоту?
Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук: Потому что наблюдается 11-летний пик солнечной активности, вот в этом году солнце должно уже начать потихонечку успокаиваться. Естественно, чем активнее солнце, тем чаще наблюдается полярное сияние. Эта корреляция известна и, как говорится, проверена уже годами, десятилетиями.
Василий Киров, ведущий: Принято считать, что активное солнце, в общем-то вредно для человека. Значит ли, что северное сияние является свидетельством активности солнца?
Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук: Само полярное сияние, конечно, безвредно, – это просто красивое явление. Но, как я говорил, полярное сияние сопутствует геомагнитным полям, а это уже немножко серьезнее. Это колебания магнитного поля, воздействие на проводники, возникает электрический ток, который может влиять на работу электроприборов. Идут споры, влияет ли это на здоровье человека. Кто-то говорит, что влияет, кто-то говорит, что не влияет.
Василий Киров, ведущий: Но астрономы изучают это явление и его воздействие на человека?
Николай Железнов, старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук: Конечно, изучают.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть это интересно для астрономии.