АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Александр Сергеевич Грибоедов прожил в Петербурге в общей сложности почти 5 лет, но вся его жизнь и биография теснейшим образом связана с городом на Неве. Здесь были написаны, напечатаны и поставлены на сцене первые пьесы молодого драматурга, здесь он закончил работу над своей бессмертной комедией, которая во множестве списков разошлась по всей России. Сюда Грибоедова доставили с Кавказа по делу декабристов, отсюда же полный горьких предчувствий он в статусе полномочного министра-посланника отправился в Персию навстречу своей трагической гибели.
Грибоедов родился в Москве в 1795 году. Впервые в Петербурге оказался в 1815 и остановился в доме своего любимого дядюшки, владельца родового поместья Грибоедовых Хмелита Смоленской губернии Алексея Фёдоровича Грибоедова. Тот скрывался в столице от московских кредиторов, обивал пороги местной аристократии и прослыл величайшим сплетником. Неудивительно, что именно он оказался прототипом того самого Фамусова в комедии своего племянника. Увы, петербургский дом дядюшки Грибоедова, Алексея Фёдоровича, до наших дней не сохранился, зато по-прежнему на месте дом богатого петербургской мещанина Косяковского на Большой Морской улице. Именно в нём весной 1828 года Грибоедов и жил, плотно общался с Пушкиным и со своими друзьями-литераторами, именно из этого дома 6 июня он по поручению императора Николая I выехал в Персию, откуда живым уже, к сожалению, не вернуться.
Грибоедов бывал в Петербурге, что называется, наездами и жил в самых разных местах, останавливать в основном у своих друзей. Но есть в историческом центре нашего города настоящий дом памяти литературной и театральной славы автора «Горя от ума». Конечно же, это Александринский театр.
Сегодня в Царском фойе Александринского театра мы можем видеть этот знаменитый бюст Александра Сергеевича Грибоедова работы скульптора Павла Каменского. Он был создан в 1895 году, когда Россия отмечала столетие со дня рождения писателя. Правда, первоначально бюст находился не в Царском фойе, не на этом месте, а стоял непосредственно на сцене в рамках спектакля «Горе от ума». Вообще, имя Грибоедова для Александринского театра такое же священное, как имя Глинки или Чайковского для Мариинского. Именно стараниями артистов Русской императорской труппы запрещённая царской цензурой пьеса «Горе от ума» оказалась в репертуаре Александринского театра. Первая полная постановка этой пьесы, хоть и с цензурными правками, состоялась 26 января 1831 года, когда Грибоедов уже умер, и премьера прошла на сцене Большого театра, когда Карл Иванович Росси только-только строил вот это здание Александринского театра на современной площади Островского. Надо сказать что и артисты, и публика очень полюбили пьесу «Горе от ума», она вызвала безумный восторг аудитории, и практически ни один последующий сезон Александринского театра не обходился без пьесы «Горе от ума». Она прочно вошла в репертуар Александринки. Светлана, совершим небольшую, такую, историческую прогулку по костюмам, которые сохранились в фондах Александринского театра, которые напрямую связаны с постановками «Горя от ума» самого разного времени на протяжении фактически 19 и 20 веков. Давайте начнём вот с этих прекрасных… Как правильно назвать? Я их называю всегда плащами, но это же не просто плащи?

СВЕТЛАНА СПИРИНА, руководитель музейно-экскурсионных программ Александринского театра:

В 19 веке это называлось салоп. А вот эти чудесные пышные капюшоны назывались клёк. Это такая, действительно, зимняя накидка на замечательном атласном подкладе и внутри это всё простёгано и подбито ватой, как настоящий костюм. Но созданы эти костюмы были, конечно же, для спектакля по эскизам замечательного театрального художника Евгения Петровича Пономарёва к возобновлению «Горя от ума» 1890 года. А вот это платье создано к спектаклю 1918 года по эскизу Мстислава Добужинского. А рядом стоит костюм лакая Фабусова, которому больше 160 лет.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Александр Сергеевич Грибоедов прожил в Петербурге в общей сложности почти 5 лет, но вся его жизнь и биография теснейшим образом связана с городом на Неве. Здесь были написаны, напечатаны и поставлены на сцене первые Коль мы говорим об актёрах Александринского театра и Русской императорской труппы, я знаю, что вот на этом кафтане есть имена актёров, которые играли в 19 веке.

СВЕТЛАНА СПИРИНА, руководитель музейно-экскурсионных программ Александринского театра:

И мы можем даже показать. Тут вот написано рукой костюмера «Смирнова», а тут ещё есть, сохранилась фамилия другого исполнителя, более раннего. Видите, «Васильев», «Вас. 2». Ну и здесь вот, одно из бальных платьев дам.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

То есть они прибывали в тех самых салопах, скидывали и оставались вот в этом. Это тоже 19 век?

СВЕТЛАНА СПИРИНА, руководитель музейно-экскурсионных программ Александринского театра:

Это начало 20 века.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Столетие писателя широко отмечалось в Петербурге. Тогда в память о Грибоедове была открыта бесплатная Городская читальня, которая впоследствии превратилась в библиотеку имени Грибоедова. Ровно 90 лет тому назад она въехала в дом под номером 33 на Садовой улице. Грибоедовская гостиная — самое важное пространство библиотеки. Это особый историко-культурный краеведческий и научный проект. Прообразом оформления гостиной послужили парадные залы знаменитого музея-усадьбы Хмелита семьи Грибоедовых в Смоленской области.
Вообще в сознании большинства Грибоедов до сих пор предстаёт неким циничным автором, который обличал русскую действительность. Но вот подобный образ Грибоедова-скептика был сконструирован в 60-е годы 19 столетия под влиянием, под впечатлением, настроением, так называемой, пост-декабристской эпохи — эпохи общественной реакции. Якобы Грибоедов со своим блестящим умом изнемогал в жёстких условиях николаевской России. Именно в образе холодного мыслителя Грибоедов предстаёт на знаменитом портрете Крамского, написанного в 70-е годы 19 столетия. Затем этот образ закрепился уже в начале 20 века в высказывании Блока об авторе «Горя от ума». Цитирую: «Петербургский чиновник с лермонтовской желчью и злобой в душе». Ну а финальным аккордом этого представления о Грибоедове стали уже первые годы советской власти, когда в 1928 году выходит знаменитый роман Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» о последних годах жизни и трагической гибели Грибоедова в Тегеране. На самом же деле в грибоедовских друзьях, в творчестве писателя, в его биографии предстаёт совсем иной образ Александра Сергеевича Грибоедова — талантливого драматурга и композитора, остроумного светского джентльмена и блестящего дипломата. Но пожалуй, самые проникновенные слова о Грибоедове сказал его тёзка, Александр Сергеевич Пушкин: «Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — всё в нём было необыкновенно привлекательно».