В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий» и Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена.

Тимофей Зудин, ведущий: Знаете ли вы, что в России существует проект, который направлен на развитие навыков чтения детей и подростков, которые оказались без попечения родителей и воспитываются в социальных учреждениях?

Людмила Ширяева, ведущая: Ребята не просто изучают произведения мэтров литературы, но и обсуждают их с кураторами, осваивают новые навыки благодаря книгам.

Тимофей Зудин, ведущий: 15 января завершается первый этап социально-образовательного проекта «Человек читающий». Как он организован? И кто может стать его участникам?

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: Проект у нас включает несколько важных этапов. Сначала это образовательный курс, куда мы приглашаем всех специалистов, которые работают с детьми, которые занимаются воспитанием детей. И курс посвящен важности чтения в целом, роли взрослого в приобщении ребенка к чтению, а также разным инструментам, методикам, способам, как вообще вовлечь в процесс чтения детей, подростков. Также мы в курсе рассказываем о том, какие современные писатели и книги существуют, чтобы педагоги на местах могли рекомендовать эти книги детям, заниматься с этими книгами с детьми. И курс также включает психологический блок, где мы пытаемся провести профилактику профессионального выгорания специалистов, социальной сферы. Например, проводим такие лекции, как справиться с тревожностью, как найти подход к трудному ребенку, как выстроить вообще доверительные отношения для педагогов. До 15 января, дорогие друзья, еще есть 5 дней, поэтому вы можете присоединиться к проекту. Вам нужно просто зарегистрироваться на сайте, и все материалы будут перед вами. Пожалуйста, проходите их. Принять участие может любой, это бесплатный проект. Поэтому все, кто интересуется литературой, чтением, воспитанием детей, даже если вы просто родитель, а не воспитатель в учреждении социальной сферы. Поэтому присоединяйтесь, почему нет, мне кажется, это уникальный опыт.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что вы проводили исследование определенное, очень интересно узнать его результаты. В чем все-таки сила книг и для участников проекта, и для детей вообще? Может быть, родители что-то в вашем ответе услышат, что смогут сказать детям.

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: Знаете, результаты были действительно удивительные, но и вполне ожидаемые. То есть мы в результате достаточно масштабного исследования – более тысячи человек участвовало – получили результаты, которые говорят о том, что дети, которые читают, которые вовлечены в чтение литературы, оказались более жизнестойкими, более способными преодолевать разные препятствия, более эмпатичными и так далее.

Людмила Ширяева, ведущая: Можно сказать, что более развитыми в общечеловеческом смысле?

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: В общечеловеческом смысле они, конечно же, более развиты. Но здесь важно сказать следующее, что книга – это главный транслятор культурных кодов. То есть мы без книги практически теряем связь времен, связь поколений. И поэтому это очень важно.

Тимофей Зудин, ведущий: А как ребенка привлечь к чтению?

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: А вы-то читаете, Тимофей?

Тимофей Зудин, ведущий: Да, я читаю несколько книг в месяц.

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: Ваш ребенок видит, что вы читаете?

Тимофей Зудин, ведущий: Да, бумажные книги, у меня все полки заставлены. И любые книги, литературу подсовывал, что называется.

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: Вот смотрите, здесь есть один очень важный момент. Дело в том, что это вопрос одновременно простой и сложный. С одной стороны, очень важно, какая семейная среда, и как она влияет на ребенка в плане его приобщения к чтению. Если ребенка «учитали» в детстве, если он видит своих родителей всегда читающими, то это не страшно, что в 15 лет он как бы отходит от книг. Потому что есть некоторый такой мораторий, который связан со сложным подростковым возрастом, когда гораздо важнее те люди, которые его окружают, его сверстники. Если его сверстники в данный момент не обсуждают книги, не говорят о книгах, то он как бы отходит. Но это нестрашно, он вернется к чтению.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что вы даете задания участникам, которые даже в чем-то помогут им адаптироваться в жизни. Что это за задания? Как выполняют?

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: Я начала с того, что мы проводим образовательный курс, а потом мы очень хотим посмотреть, как же специалисты, которые работают в организации для детей-сирот, внедряют это в свою работу. Поэтому мы организовываем конкурс. И в прошлом году мы просили специалистов научить какому-нибудь социально-бытовому навыку детей через художественную литературу.

Тимофей Зудин, ведущий: Что это за навыки?

Людмила Ширяева, ведущая: Чему может научить книга?

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: Может научить всему.

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: Даже плохому.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие навыки?

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: На самом деле специалисты проявили какое-то невероятное творчество. Кто-то учил готовить на примере «Мишкиной каши», кто-то пошел в магазин на примере какого-то произведения и учил детей покупать, расплачиваться, вести какую-то финансовую грамотность, кто-то пожарной безопасности учил.

Тимофей Зудин, ведущий: Как это сработало? Может быть, есть какие-то истории, которые вас тронули?

Дарья Цыбульская, автор и руководитель проекта «Человек читающий»: Дело в том, что второй этап конкурса, это когда уже ребята проявляют себя. То есть сначала они работают с педагогом, а потом они уже в команде создают видео-работу по какой-либо книге. И меня очень тронуло, что вот эти команды, которые присылали нам работы, что некоторые ребята, воспитанники социальных учреждений, сами без педагога уже готовили видеопрезентацию. Типа их так промотивировал первый этап, им так понравилось, что они с помощью книги что-то делают, и они уже создавали видеопрезентацию в разных форматах.

Людмила Ширяева, ведущая: У вас уже есть какие-то наработки, которые вы можете посоветовать родителям детей подросткового возраста, которые могут помочь приобщить ребенка к чтению?

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: Проблема заключается в том, что наши дети достаточно много читают, гораздо больше, чем мы, и главная проблема взрослых заключается в том, что они не читают те книги, которые мы читали в детстве. И поэтому, может быть, правильнее было бы спросить у ребенка, какую книгу он читает. «Давай мы прочитаем вместе, я хочу понять лучше твоё поколение».

Тимофей Зудин, ведущий: Какие книги читают сегодняшние дети? Гарри Поттера интереснее читать, чем Тургенева?

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: Да, безусловно. Но Гарри Поттер достаточно глубокое произведение при этом. Надо сказать, что книга становится живой тогда, когда она связана с жизнью ребёнка, когда она сочетает те элементы.

Тимофей Зудин, ведущий: Он читает про себя.

Юлия Проект, научный консультант проекта, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. Герцена: Да, он должен читать про себя.