ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь переходим к теме исторического наследия. Одно из ключевых событий этого года – это судьба одного из самых трагических, но в то же время очень знаковых исторических мест города – Следственного изолятора №1. В просторечии – «Кресты». Здание выставлено на аукцион. Начальная стоимость – чуть более одного миллиарда рублей. Ещё раз повторю – это знаковое место для нашего города. Здесь сидела половина бандитского Петербурга. Сюда в слезах приходила Ахматова, передавая посылки для своего сына. «Здесь, где стояла я триста часов. И где для меня не открыли засов». Эти камеры с видом на Арсенальную набережную знали Троцкий, Набоков старший, Георгий Жжёнов, Иосиф Бродский – имена, по которым можно изучать историю нашей страны 20 века. И от того, какой будет судьба «Крестов 2.0», во многом и зависит, насколько в исторически точном Санкт-Петербурге мы будем жить уже в 21 веке. Будем ждать результатов аукциона и следить за судьбой «Крестов».
Радостная новость пришла в этом году. Ситуация с Конюшенным ведомством сдвинулась с мёртвой точки. И уже наконец-то определён инвестор. Готов и даже утверждён с КГИОП план реставрации этого уникального исторического памятника. И определена его судьба – здесь будет новый культурно-выставочный центр. Об этом заявил губернатор Александр Беглов».
АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Что касается возрождения Конюшенного ведомства, очень важно сохранять исторические места. Мы договорились с инвестором, создадим там общественное пространство с музеем, выставочными залами. Я уверен, что Конюшенное ведомство станет новым культурным центром нашего города».
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим эту тему. Антропология Петербурга. Через призму 2024-го года. Антон Цуман расскажет подробнее».
Как любой человек с каждым новым годом становится опытнее, так и наш город с каждым годом раскрывается с новой стороны. И разговор об антропологии Петербурга можно начать прямо от точки его рождения. С Петропавловской крепости.
В этом году Заячий остров соединил с Петроградской стороной ещё один мост. Правда, временный. Он будет дублёром деревянного Кронверкского моста, который вскоре ждёт реставрация. И это лишь часть масштабного реставрационного процесса, который весь год шёл в крепости. Вот такой мы увидели реставрацию её гранитных бастионов, где металл пиронов екатерининских времён впервые за два века увидел солнечный свет.
Зотов бастион, где реставрация уже близится к завершению, загадал археологам новые загадки. Ещё при реставрации арестантских казематов под полом была обнаружена каменная арка. А за этот год специалистам удалось обнаружить части деревянных конструкций, назначение которых ещё только предстоит установить.
Это одно из подтверждений того факта, что в Петербурге само время имеет материальное воплощение. Его можно не только увидеть, но и услышать, почувствовать сердце города, которое бьётся пульсом в 60 ударов в минуту на колокольне Петропавловского собора. На чердаке Зимнего дворца, на башне Морского вокзала или на вершине Думкой башни, часовой механизм которых отметил в уходящем году 140 лет со дня создания.
Так и получилось, что Петербург, с одной точки зрения, стал на год старше, но в то же время наш город как будто находится вне времени.
По статистике, каждые 100 лет в Петербурге случаются разрушительные наводнения. Одно из них, описанное Пушкиным, в 1824 году. Век спустя, уже отраженное в кинохронике в эпоху Ленинграда, в 1924 году. И вот на исходе 2024 год. Наводнение было остановлено нашей дамбой – комплексом защитных сооружений. И стало 36-м по счёту из тех, что не дошли до Петербурга.
Но водная стихия всё равно была и остаётся одним из главных градообразующих факторов. И отражения этого как в водной глади мы наблюдали весь уходящий год. Наблюдали, как живут сегодня легендарные форты Кронштадта, военная история которых давно закончилась. Как восстанавливается буквально из пепла форт Александр I.
Как форт «Риф» открывал неизвестные страницы истории российской военной инженерии.
Как энтузиасты и любители своими силами вдыхают жизнь в давно покинутые артиллерийские батареи.
Всё это — часть понятия под названием «водный каркас Санкт-Петербурга», самую важную часть которого мы видим каждый день. То, без чего наш город просто невозможно представить.
И вот ответ на вопрос, почему ремонт набережных Петербурга такой долгий и кропотливый процесс. Они начали появляться ещё в первое его столетие и прослужили гораздо дольше задуманного инженерами того времени срока. Теперь на смену деревянным сваям и бутовому известняку приходят металл и бетон.
Вот так мы вели репортаж буквально со дна Канала Грибоедова. Уникальная возможность, которую дала реконструкция набережной. Но в этом году мы посещали и такие реки Петербурга, которые увидеть уже невозможно. Потому что они стали призраками. Какие-то в переносном смысле, как река Таракановка, эхо которой обитает в подземном переходе у Нарвских ворот.
Какие-то в самом прямом – как река Чернавка на Большеохтинском кладбище, которая как внешне, так и по значению превратилась в реку памяти из древних легенд.
Оказаться на призрачном берегу Невы можно не выходя из большого двора Зимнего дворца, где проходила историческая береговая линия времён основания Петербурга.
Вот так выглядит срез культурного слоя нашего города в том самом месте, где отобразился и старый берег Невы, и первое наводнение, и период первых городских построек. А эти находки были сделаны там же специалистами Эрмитажа. Строительные материалы первых дворцов и вещи, принадлежавшие тем, кто начинал строить Петербург.
Так, казалось бы, давно известный и изученный объект Петербурга может продолжать загадывать загадки. И подтверждение этому можно найти не только в его визитных карточках.
И это можно назвать частью петербургского характера. Осколок деревянного Петербурга во дворе Васильевского острова. Самый маленький дом, примостившийся между дворцов на Гагаринской улице.
Те, что побуждают задать вопрос, как они тут появились, для чего, зачем? От оголовков вентиляционных шахт эпохи Ленинграда до газгольдеров из эры газового освещения 19 века, у которых в сегодняшнем настоящем своя, новая судьба.
И в этом году начала решаться судьба одного из самых неоднозначных, но значимых для истории города и страны объектов. Зданиям бывшего СИЗО №1 – легендарным «Крестам» будут искать нового владельца. А пока – единственная жизнь, которая продолжается в этих стенах – духовная.
Пока ещё сложно предложить, что здесь будет в следующем году. Но возможно, 2024 год был последним, когда коридоры бывшей тюрьмы «Кресты» выглядели такими пустынными и покинутыми.