В гостях у программы «Утро в Петербурге» Эзендей Балбин, Кезер Данжеев и Ойгор Теркишев, участники ансамбля горлового пения «Бай Терек».

Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас мы с вами, дорогие друзья, отправляемся в путешествие в один из самых живописных и загадочных регионов России. Это место силы и вдохновения, сказочных гор и бирюзовых рек. Я говорю о горном Алтае. Причем билеты приобретать нам не придется. Алтай сам приехал к нам в лице ансамбля горлового пения «Бай Терек». Вы исполняете оригинальную музыку, которая передает энергию гор, чистоту природы. Где лежат ее корни? И каким народам она принадлежит?

Кезер Данжеев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Прежде всего, это алтайский народ, который проживает практически в самом центре материка Евразия и разговаривает на алтайском языке. Кто не знал, то алтайский язык – это основополагающий для всех тюркских языков. Если вы не знали, то алтайская семья языков, она включает в себя турецкие, азербайджанские языки. То есть когда-то Алтай был колыбелью для всех тюрков, и турки, можно сказать, вышли с Алтая по истории.

Ксения Бобрикова, ведущая: В основе вашей музыки алтайское горловое пение, которое, мне кажется, известно на весь мир. В чем его особенность? И вообще какая у него история?

Эзендей Балбин, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Обычно многие в этой части, в Европе, привыкли к тому, что человек разговаривает обычным голосом. А есть у алтайцев такие связки, можно сказать, которые называются спящие. То есть ребёнок рождается, и у него изначально эти связки работают. И по времени оно уходит, появляются психологические зажимы. Поэтому ребёнок перестает использовать, и голос появляется обычный, эти связки засыпают. Но испокон веков культура эта передавалась.

Тимофей Зудин, ведущий: Наверное, найти записи оригинальной народной музыки всё-таки невозможно. Где вы собираете материал, берёте источник?

Кезер Данжеев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Это же, прежде всего, героические сказания, эпосы. У нас проводятся фестивали, проводятся Курултай сказителей, собрание всех сказителей, где собираются и рассказывают эпосы, соревнуются, кто лучше расскажет. Именно там можно слушать, наблюдать. Там выступают люди разных возрастов, в том числе зрелых возрастов, у которых мы учимся.

Тимофей Зудин, ведущий: Из уст в уста, можно сказать.

Кезер Данжеев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Из уст в уста, да. То есть главная особенность сказаний наших, главного искусства – это все из уст уста, устное народное творчество. И в России искусство Кай официально признано нематериальным культурным, духовным наследием.

Ксения Бобрикова, ведущая: Вы не только поете, но играете на удивительных инструментах. Расскажите, что у вас в руках?

Ойгор Теркишев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Это наш алтайский национальный струнный инструмент, который делается из полноценного кедра, и делается не из обычного кедра, а в который именно попала молния. То есть этот инструмент живой.

Кезер Данжеев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Куда попала молния, специально дерево такое выбирается, что вот с небес.

Ксения Бобрикова, ведущая: То есть это не легенда?

Кезер Данжеев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Нет, это так и есть. Если практически, древо сразу очищается от смол, можно сразу брать дерево и делать инструмент.

Тимофей Зудин, ведущий: Топшур называется, да, этот инструмент. У вас еще есть икили, комус – это тоже алтайские особенные инструменты. Когда-то икили изготавливался из частей тела коня, то есть по легенде тоже. Алтай – место магическое. Скажите, где находятся эти самые места силы? Куда обязательно нужно съездить?

Кезер Данжеев, участник ансамбля горлового пения «Бай Терек»: Весь Алтай – это место силы, можно сказать. У нас считается, что образ хана Алтая –это живой образ, который все слышит, который все видит, понимает. Можно сказать, вы можете прийти, постоять у реки, вы очиститесь, это уже будет сила. Все реки наши, они текут с вершин, а на вершине самая сила, можно постоять у реки, уже все плохое уйдет, можно съездить в Кош-Агачский район, в Высокогорский район, можно сходить в Алтайскую тайгу. И вся наша республика – это место силы.