В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Константинова, психолог.
Ксения Бобрикова, ведущая: 6 ноября на календаре, и сегодня День осведомленности о стрессе. Тема обширна, но сейчас хочется поговорить о нервных перегрузках на работе. По статистике в Петербурге именно из-за них чаще всего увольняются люди. Причем около 60% опрошенных готовы сразу уйти с работы, где испытывают постоянный стресс.
Тимофей Зудин, ведущий: Как справиться с тревожностью, со стрессом и не потерять при этом работу? Что делать, чтобы не допустить профессионального выгорания?
Ксения Бобрикова, ведущая: Разве есть работы, где можно не испытывать стресс? Есть топ самых стрессовых работ и топ самых не стрессовых работ?
Ольга Константинова, психолог: Скажу откровенно, на любой работе безусловно будет присутствовать стресс. И стресс – это норма для нас, для нашего организма. Но есть определенный перечень профессий, которые все-таки в большей степени подвержены.
Ксения Бобрикова, ведущая: Давайте назовем их.
Ольга Константинова, психолог: Безусловно, врачи, потому что большая ответственность. Входит также коммуникация с людьми, что тоже повышает уровень эмоциональной затрачиваемости сотрудников. Это профессии, которые требуют жестких рамок, жестких правил, например, бухгалтера, финансисты, в тех точках, где максимальное давление, и сложно гибко выстраивать график, например, или какой-то план работы.
Тимофей Зудин, ведущий: Всегда ли стресс плох? И разве человек не должен как-то адаптироваться к стрессу, со временем привыкать?
Ольга Константинова, психолог: Стресс, на самом деле, дан нам для того, чтобы мы могли адаптироваться к каким-то новым происходящим событиям вокруг нас. Наш организм стабилизируется, психика, всё подключается к тому, чтобы с этим справляться.
Тимофей Зудин, ведущий: А как понять, стресс в позитивном ключе происходит или он уже оказывает разрушительное действие?
Ольга Константинова, психолог: Наиболее деструктивен для нас стресс, который имеет уже длительный характер, когда это уже хронический стресс, который организму необходимо выдерживать, затрачивая уже из остатков своего ресурса.
Тимофей Зудин, ведущий: Какой срок допустим?
Ольга Константинова, психолог: Во-первых, уровень стресса может быть разный. Можно переживать, что завтра у меня день рождения, – это тоже позитивный стресс, но все-таки стресс. Или какое-то более серьезное событие, например, сотрудник на грани увольнения, – это будет другой уровень стресса и, соответственно, другая нагрузка на организм.
Ксения Бобрикова, ведущая: По каким признакам можно понять, что у человека профессиональное выгорание? Есть среднестатистический портрет такого сотрудника?
Ольга Константинова, психолог: Профессиональное выгорание – это вот тот эффект накопленного стресса, о котором мы с вами сейчас и говорили. Как правило, его подразделяют на три этапа. Первые такие звоночки, которые можно уже определить, это когда мы видим, что сотрудник потерял интерес к работе, такая эмоциональная утомляемость. В дальнейшем это переходит уже в стадию, наоборот, проявления агрессии и определенных таких взрывов, знаете, эмоциональных, на сотрудников, на какие-то задачи.
Тимофей Зудин, ведущий: Если уволиться нельзя, стресса избежать невозможно? Работать приходится. Как помочь своему организму с ним справиться?
Ольга Константинова, психолог: Самое основное и самое важное – это прежде всего наше физическое состояние, которое мы можем самостоятельно контролировать и поддерживать как опору для того, чтобы выдерживать как раз стрессовые нагрузки. Это обязательная гигиена сна, режим сна.
Тимофей Зудин, ведущий: А в стрессе плохо спится.
Ольга Константинова, психолог: Плохо спится, потому что у нас активно выбрасывается кортизол.
Тимофей Зудин, ведущий: Как раз это основная проблема, что не выспаться.
Ольга Константинова, психолог: Здесь есть две беды. Есть бессонница, потому что мы не можем заснуть из-за кортизола. Или же, наоборот, слишком долгий сон, потому что перегружен организм, и ему сложно вообще выйти в активность. Поэтому здесь очень важно помогать себе гигиеной сна, ложиться в одно и то же время, просыпаться в одно и то же время и следить, чтобы организм все-таки высыпался хотя бы от 7 часов в сутки, чтобы была возможность перезагрузки. Прохладный воздух, кому-то помогает дополнительно тяжелое одеяло. Беруши, если понимаю, что очень остро и чувствительно реагирую на звуки, чтобы была возможность погрузиться в глубокий сон и перезагрузить свой организм.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если, допустим, у меня профессиональное выгорание, постоянный стресс на работе, есть ли смысл мне это обсуждать со своими коллегами?
Ольга Константинова, психолог: Это очень важный момент, потому что самостоятельно справиться, как правило, с этой проблемой как раз практически невозможно. И это, наверное, самая большая проблема, что, как правило, человек думает, что должен как-то вынести это сам, справиться с этим, и не хочется говорить о своей слабости, беспомощности, в том числе в кругу коллег. Но наш круг групповой динамики, так скажем, он нас и поддерживает. Если мы вовремя этим можем поделиться, получить поддержку, то это как раз не переходит на ту последнюю стадию, когда уже астеническое состояние, усталость, апатия и уже не хочется ничего.
Тимофей Зудин, ведущий: В общем в некоторых коллективах уже есть такая традиция, встречи какие-то проводят, и, наверное, это позитивно сказывается на коллективе.