ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И еще из хроники происшествий. 19 октября в Петербурге произошел масштабный блэк-аут. Около трехсот зданий в Приморском и Выборгском районах ранним утром остались без электричества. На некоторое время пропало освещение на ЗСД. В крупных жилых кварталах не работали светофоры и объекты инфраструктуры, в некоторых домах, кроме электричества, отключили отопление и водоснабжение. Причина происшествия – выход из строя одной из трансформаторных подстанций в технологической цепочке компании Россети. Очень оперативно сработали аварийные службы, и уже к 14 часам того же дня представители «Россети Ленэнерго» сообщили, что для подключения всех жилых и социальных объектов создали резервные схемы электроснабжения. Молодцы аварийщики! Очень оперативную работу показали.
Но это ЧП – актуальный повод рассмотреть более подробно такую тему: аварийные службы Петербурга – как это работает? Газ, вода, тепло, энергоснабжение. Какие нормативы существуют для оперативного реагирования аварийными службами? И почему каждая система жизнедеятельности большого города имеет даже не двойную, а тройную степень дублирования и защиты? Давайте поедем с аварийными бригадами на выезд и посмотрим, что они делают, когда на пульт дежурного поступает сигнал тревоги.
Итак. Вызов принят. Аварийные бригады, срочно на линию! Антон Цуман отправился вместе с ними. И вот его репортаж».
Петербург — не просто мегаполис с более чем пятимиллионным населением. Это самый северный мегаполис в мире. Комфорт и безопасность жителей обеспечивает сложнейшая система водо-, электро-, тепло- и газоснабжения. И как в любой сложной системе, здесь случаются и сбои, и нештатные ситуации. Исключить их возникновение на 100% невозможно. Но можно своевременно и качественно устранить. И вот как это происходит в нашем городе.
Вот таким на кадрах камер видеонаблюдения, сообщений и комментариев в социальных сетях зафиксирован субботний сбой в энергоснабжении Приморского района. Вышла из строя одна из подстанций. Без света остались 300 домов. И всего за несколько часов авария была ликвидирована.
Другой пример — злонамеренное уничтожение опоры линии электропередач под Гатчиной в мае прошлого года. И эта чрезвычайная ситуация не нанесла критических последствий энергоснабжению Петербурга. Все это результат работы этих людей, в этом просторном зале главного поставщика электроэнергии нашего города.
В режиме 24/7 за работой городской энергосистемы 24 диспетчера. Сюда стекается вся информация: от жалоб на отсутствие света, поступивших на горячую линию, до самой настоящей телеметрии, которую анализирует специальная компьютерная система. Сложность сравнима с запуском космического корабля.
Диспетчер группы основной сети Рамиль Абдуллаев в тот субботний вечер был одним из тех, кто занимался ликвидацией аварии. Рассказывает — задача диспетчеров в случае нештатной ситуации не только в том, чтобы оперативно отправить ремонтные бригады, а еще правильно перераспределить электроснабжение, обойдя аварийный участок.
Поясним. Сеть энергоснабжения Петербурга не просто так называется сетью. Все ее элементы взаимосвязаны. И если на каком-то из участков происходит обрыв, электроэнергию можно направить по другому маршруту. В большинстве случаев это происходит автоматически. На прочие ситуации у аварийных бригад всегда есть план действий.
Бригада Россетей отрабатывает учебный сценарий. Отключилась основная линия питания БКТП — то есть блочной трансформаторной подстанции. Без света — целый квартал. Открывается дверь в зал управления. После ряда проверок следует команда.
Вот так, поворотом специального ключа свет в квартирах появляется снова. А ликвидацией неисправности будет заниматься уже ремонтная бригада.
То есть можно быть полностью уверенным — в любой нештатной ситуации кромешная тьма Петербургу не грозит.
Начало отопительного сезона в самом прямом смысле – горячая пора для аварийных служб. Тяжелое наследство разрухи 90-х, когда эта сфера была пущена буквально на самотек, дает о себе знать и 30 лет спустя, когда не выдерживает очередная, отслужившая свое еще в эпоху СССР тепломагистраль.
Кадры недельной давности, когда автобус с пассажирами чуть не провалился в яму с кипятком, – лишь одна из иллюстраций таких аварий. Или кадры уже этой недели: 2-й Муринский проспект. Размыв и хлещущий из дыры кипяток. Такие аварии устраняются меньше чем за сутки. Как это происходит? За ответом заглянем на рабочее совещание к тепловикам.
Короткие команды на производственной планерке — и пять минут на сборы. Здесь, как и у спасательных служб, действует правило золотого часа. Найдешь неисправность в этот срок — избежишь опасных последствий.
Спустя меньше получаса бригада на месте. В предполагаемом месте протечки устанавливаются ограждения. Открываются входы в тепловые камеры, исследуются возможные места парения. А для поиска течи со специальным прибором течеискателем выходит дефектоскопист. Он же на языке тепловиков — «слухач».
Микрофон настолько чувствителен, что способен передать, как течет вода из поврежденного трубопровода на глубине.
Норматив на устранение аварии – от 5-6 часов на трубопроводе малого диаметра до двух суток на крупной тепломагистрали с диаметром трубы в 5 метров и температурой теплоносителя в 150 градусов.
Это телеуправляемый робототехнический комплекс. Совместная разработка ГУП ТЭК и технических вузов и компаний Петербурга. Он как океанский батискаф или марсоход метр за метром исследует пространства, недоступные человеку специальными датчиками, отмечая каждую трещину или очаг коррозии.
Вода — это, во-первых, истинно петербургская стихия. Во-вторых, важнейший ресурс. И если символом является наша река Нева, то за снабжение и отведение этого ресурса отвечают службы «Водоканала».
Мебельная улица, бригады «Водоканала» промывают забитый сток снегоплавильного пункта, что в преддверии зимы приобретает особую актуальность. Такое количество техники — серьезная необходимость. Одна машина подает чистую промывочную воду. Другая забирает грязную.
Чтобы течь беспрепятственно, воде нужны трубы. А как быть уверенным в том, что они качественные и соответствуют всем нормам? Только в специальной лаборатории. И такая в Петербурге есть.
Короткий щелчок — и весь химический состав детали на экране спектрометра. Лаборатория центра энергосбережения. Сюда попадает вся продукция поставщиков труб, в которой у ресурсоснабжающих организаций возникли сомнения. От простых водопроводных до тепловых большого диаметра. Все проходят целый комплекс испытаний.
И это еще одна ступенька к тому, чтобы, если и не исключить возникновение аварии, то хотя бы максимально свести его к минимуму.
Диспетчерская аварийной службы «Петербурггаза». К каждой подобной заявке максимальное внимание. Информация собрана, адрес определен. Звучит команда действовать. Как и у спасателей, 5 минут на сбор. Все необходимые инструменты уже в машине. Утечка газа – серьезный инцидент, который может привести к ужасным последствиям. Так что не стоит удивляться тому, с какой тщательностью аварийные службы «Петербурггаза» относятся к таким, казалось бы, рутинным проверкам.
Бригада на месте, предупреждающие знаки выставлены. Шаг за шагом каждая труба, каждое соединение обследуется специальным прибором.
Проверка закончена, утечки не выявлено. Но даже в отсутствии вызова аварийные службы не сидят без дела, а отрабатывают все возможные аварийные сценарии на специально созданном полигоне.
Тренировка спасательной операции – извлечение человека из газового колодца в условиях утечки. И это лишь один из тренажеров целого комплекса, благодаря которому можно не только понять, какие нештатные ситуации могут возникнуть, но и увидеть газовое хозяйство Петербурга буквально в разрезе.
Все эти истории показывают, насколько сложна и многогранна та система, которая снабжает наш город всем необходимым для жизни. И как каждая нештатная ситуация в этой сложной системе может повлиять на эту жизнь – жизнь каждого петербуржца. Если такую ситуацию не удается предотвратить, то всегда нужно оперативно ее исправить. И можно быть уверенным – аварийные службы Петербурга готовы принять этот вызов.