АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:
Что связывало основоположника литературного русского языка и первого русского художника, о котором заговорили в Европе? Оба творца родились в 1799 году и воспитывались в закрытых учебных заведениях. Для обоих стал знаменателен 1813 год – молодой Пушкин опубликовал свои первые стихотворения в «Вестнике Европы». Брюллов же получил первую награду за рисунок с натуры. А их заочное знакомство связано с этой картиной.
В бывшем Доме Таля на Невском проспекте в 1827 году на выставке Общества поощрения художников экспонировалось «Итальянское утро» кисти Брюллова – подарок супруге Николая Первого. Наслышанный о первоклассном таланте живописца, Пушкин спешил увидеть работу вживую. Он долго в нее всматривался, затем усмехнулся и сказал: «Хм, кисть – как перо! Для одного глаз, для другого — ухо»
Поэт, признаться, оказался восхищен Брюлловым. А потому был одним из первых, кто увидел в Петербурге картину «Последний день Помпеи», прибывшую в Россию на корабле «Царь Пётр» в 1834 году. Вдохновленный, он даже написал на листке бумаги такие строки:
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон»
Под стихотворением поэт оставил небольшой рисунок с изображением нескольких центральных фигур картины.
Александр Пушкин и Карл Брюллов познакомились всего за год до гибели поэта в Москве. Своей жене о живописце Александр Сергеевич писал так: «Я успел уже посетить Брюллова. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен». Уже в Петербурге они встречались не раз по этому адресу — на Невском проспекте 6, где жил художник. К слову, поэт страстно желал иметь портрет Натальи Гончаровой кисти Брюллова, однако получал отказ.
Их последняя встреча была яркой и произошла 25 января 1837 года. Пушкин приехал в мастерскую к художнику и так влюбился в его акварель «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», что буквально упал перед живописцем на колени с просьбой её забрать. Художник не поддался на уговоры: работа уже была обещана княгине Салтыковой. А забавный эпизод позже изобразил Илья Репин.
Потрясённый неожиданной гибелью поэта, Брюллов в память о нём пишет картины на сюжеты выдающихся произведений: «Бахчисарайский фонтан» и «Прощание» — иллюстрацию к незаконченному роману «Арап Петра Великого». Пишут, что всего за несколько дней до дуэли Брюллов пообещал написать портрет Пушкина, но не успел. Уже после он сделал эскиз его памятника: поэт с лирой в руках среди величественной природы.