ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Занятия с понедельника по субботу, каникулы 1 раз в год и всего месяц. Ежедневное учебное расписание в Императорском Царскосельском лицее было составлено таким образом, что практически не оставляло воспитанникам свободного времени. Униформа и статус лицеиста обязывали соблюдать распорядок дня.
Уже в 6 часов утра на 3 этаже, где располагались небольшие комнаты воспитанников, или как их называл сам Пушкин — кельи — раздавался звонок. Подъём. Утренняя молитва и сразу на учёбу. В основе программы — гуманитарные науки, упор же делался на зарубежную и российскую историю, а также географию. На занятия отводилось 7 часов.
ЕКАТЕРИНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ, экскурсовод Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Важно сказать, что учителя были очень молоды. Большинству не было еще и 30 лет. Главное, что все преподаватели руководствовались одним принципом, одним правилом. Здесь учили мыслить и учили ценить человека за умение самостоятельно думать.
Царскосельский лицей, возможно единственное образовательное учреждение в истории, где в самом Уставе были прописаны 3 прогулки в день — «Для исключения изнурения». В любую погоду. К слову, знаменитый Лицейский садик и мини-огороды, в которых воспитанники могли выращивать свои растения, появились только спустя несколько лет после первого выпуска. Детство Пушкина и его одноклассников прошло в Екатерининском парке.
ЕКАТЕРИНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ, экскурсовод Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Вот здесь начинались прогулки. С Парадного крыльца они сходили, переходили эту прекрасную Садовую улицу и входили в парк. И уже мимо дворца сначала чинно парами проходили, а потом получали полную свободу на Розовом поле. Это особое место в Царском Селе — старое поле, которое обсажено кустами шиповника. И там мальчишеские игры, и догонялки и прятки и как Пушкин писал: «Тешились отважною борьбой».
ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Час дня. Обед. Он состоял из 3-х блюд. По понедельникам здесь в столовой вывешивали меню сразу на неделю. Между воспитанниками тут же заключались договоры на обмен порциями. Жаркое меняли на пироги, печёнку на рыбу.
ЕКАТЕРИНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ, экскурсовод Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Было особое правило. Если воспитанники учились и вели себя хорошо, они сидели на первых местах. А если вели себя похуже, то занимали последние места, но иногда за провинности вообще лишали ужина. По этому поводу есть строчки Пушкина: «Блажен муж иже сидит к каше ближе».
Ум и воображение учащихся питали мифы Древней Греции, философские трактаты и труды французских просветителей. Одно из любимых мест лицеистов — библиотека. Уделяли время и физическому развитию — по средам и субботам — танцы и фехтование. Пушкин, кстати, лучше всех владел рапирой.
ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Вечером после ужина у лицеистов оставалось немного свободного времени. Часто воспитанники собирались здесь — на 4 этаже в квартире учителя рисования Сергея Гавриловича Чирикова. Это были «Литературные собрания» — некий творческий клуб. Здесь же Пушкин впервые прочитал своим друзьям сюжет будущей «Метели».
ЕКАТЕРИНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ, экскурсовод Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Они проучились 6 лет. Они, конечно, стали хорошо образованными людьми, изучив главные основания многих наук, изучив университетский курс. Но они здесь приобрели ещё главное — вот это ощущение связанности со своим Отечеством, чувство товарищества. Учителя были не только те, кто дают знания, учителя стали духовными наставниками.
ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Создание лицея стало главным образовательным экспериментом в истории России, оставив яркий отпечаток в жизни каждого из его воспитанников. По прошествии лет, время, проведённое в альма-матер выпускники вспоминали не иначе как лучшие годы в их жизни.