Октябрь уж наступил…По традиции, в Лицее собираются все они — писатели, артисты, художники и музыканты, чтобы вручить и получить Царскосельскую премию. Бронзовые статуэтки с изображением Екатерины Великой, Ахматовой и Мандельштама в разные годы получали фигуры не менее значимые для современной российской культуры. То есть в самом широком обобщении миссия премии масштабна и неуловима как гений места Пушкин. Попробуйте в двух словах определить его вклад в культуру. Задача всякий раз смущающая и награждающих, и награждаемых.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК, режиссёр:
Искусство — вещь субъективная. Но почему-то одних субъективно награждают, других нет. И те, кого награждают, радуются, а те, кого не награждают, огорчаются. Я радуюсь тому, что то, что я делаю и на что я, в общем, потратил жизнь кому-то интересно и кому-то нужно.
Принцип награждения и вправду весьма субъективен — от художника к художнику. С самого начала здесь решили, что будет правильным позволить им передавать как олимпийский огонь эти современные лавры. Держа в уме эти ориентиры абсолюта.
АЛЕКСЕЙ ГОРИБОЛЬ, пианист, заслуженный артист России:
Как лауреат прошлого года я имею возможность рекомендовать кандидатуру лауреата следующей премии. Критерий у меня один — я должен преклоняться перед этим человеком.
Сколько будет существовать русский язык, столько будут сравнивать с Пушкиным наших поэтов. Как с эталоном в палате мер и весов русского художественного языка. Что касается других жанров искусства — связь сложнее в разных формах, в разных словах, но она обнаруживается всегда.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК, режиссёр:
Про Пушкина фильм снять возможно. Я не знаю мне ли, но в принципе возможно. Главное, чтобы это было обаятельно, чтобы можно было влюбиться. Чтобы молодая девушка, увидев Пушкина, могла им увлечься.
Один за другим статуэтками отмечали многолетние исследования истории, преумножение музейных традиций, самобытный актёрский почерк и продолжение традиций бардовской песни. А писателя Евгения Водолазкина удостоили за уникальную ноту в русской литературе
ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗКИН, писатель:
Премия, я бы сказал, в каком-то смысле вне ряда. Потому что Александр Сергеевич — это совершенно особая статья. Эта премия, я думаю, для всякого, кто её получает, это премия его детства. Потому что детство Пушкина давно стало нашим общим детством.
Эта удивительная рифма объединяет деятелей культуры, словно друзей Пушкина. Заложенная в Лицее общность связывает их, побывавших здесь. Их искусство само по себе существует где-то в невидимых нам Пиренеях. И лишь итогами своими предстаёт перед нами. И премия — кульминационная, самая приятная часть. Она служит для обобщений и встреч самих творцов в атмосфере праздника. Их самоирония на свой счёт здесь почтительно стихает. В стенах хранящих память Великого поэта никоим образом не подводят итоги. Здесь очевидно: искусство — это всегда продолжение.