ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И давайте вернёмся к теме осени и продолжим наш антропологический анализ феномена петербургской осени.

И пойдем изучать его в парки и сады. А где же ещё можно понять этот феномен, как не в садах и парках? Но только мы пойдем другим путем и не станем заглядывать в шумный Летний сад или в Нижний и Верхние парки Петергофа. Там многолюдно и суетно. Там так шумно, что даже не услышишь шуршание листвы.

Нет. Мы пойдём искать гармонию в тишине уголков почти забытых парков. Там не водят шумных экскурсий. Там не слышно громкого смеха туристов. Там всё по-другому. И только в таких местах, кажется, и можно почувствовать покой и гармонию нашей петербургской осени. Иван Уваров уже испытал это на себе».


ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Петергоф. Неподалеку парк Знаменка. Да, мы привыкли видеть Петергоф таким, но если отъехать чуть дальше от парадных и блистательных фонтанов, попадаешь сюда, практически в лес, на древнее кладбище».

Обезличенные, заброшенные памятники. Найти самый древний невозможно. Даты, имена, лица стерты временем. Гуляя по этой местности, так и кажется, что ты за последние несколько десятилетий первый гость здесь.

Нет, лучше вернуться в город. И прогуляться по менее мистическим местам.

ЕКАТЕРИНГОФСКИЙ ПАРК

Нет, это не Александровская колонна на Двороцовой в миниатюре. Это ее прототип. Работа руки Монферрана. И как этот шедевр появился здесь, на окраине Екатерингофского парка? Есть несколько версий.

Колонну называют «молвинской». В честь сахаропроизводителя по фамилии Молво. Его завод находился неподалеку. А на колонну Молво клеил объявления. Хорошее рекламное место на въезде и выезде из города. Рядом с Молвинской колонной великолепный пруд. Я наслаждался осенними видами, но вдруг…

Говорят, что призрак фабриканта Шканиди, который купил эти земли в начале 20 века, до сих пор бродит здесь. Его застрелили чекисты в 1918 году. Тело бросили в этот пруд. С тех пор фабрикант лично встречает каждого гостя.

Шуваловский парк. Просторный. Будто бы бескрайний. В его прудах словно в зеркале отражается вот такой — осенний Петербург. Малый пруд — треуголка. Большой — рубаха. Так их прозвали в народе. Потому что сверху напоминают головной убор и одежду 19 века. Эти треуголка и рубаха принадлежат Наполеону. Так гласит народная молва. Почему именно Наполеону? И зачем вообще было рыть пруды такой — странной формы?

Таинственная история. Но есть в Шуваловском еще одно странное, нетипичное для наших широт место.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Вдова графа Шувалова Варвара Петровна выходит второй раз замуж. За европейца Адольфа Полье. Счастье молодых было недолгим. Адольф скончался. Убитая горем вдова решает построить на территории парка романтический мемориал в память о муже. Так здесь появился этот православный храм. В готическом стиле. Чтобы все помнили: второй муж Варвары Шуваловой — европеец».

Когда смотришь на этот собор, так и кажется, что ты переносишься в бельгийский город Остенде, где в 1908 году построили этот петропавловский собор. Сравните сами.

Вот такой он — Шуваловский парк. Может быть тихим и по-осеннему молчаливым. А может быть непредсказуемым и загадочным. Словно путешествие во времени и пространстве. Вот какие эмоции и смыслы дарит нам этот петербургский парк.

Если уж и говорить о времени, то только здесь, в парке Пулковской обсерватории. Можно было бы, конечно, рассказать про эти радиолокаторы, которые когда-то принимали сигналы из космоса. Но ноги словно сами привели меня на кладбище астрономов, к могиле великого Козырева. Да, Козырев открыл, что время имеет физическое воплощение. Он наблюдал за звездами. Установил: энергии, которая порождает свет звезды, недостаточно для такого объема света. Время — дополнительный поставщик энергии. Но как это понять, ощутить, осознать? Козырев не успел объяснить. А жаль. Ведь главный ресурс в 21 веке — это время. Которое так быстротечно.

И если бы мы могли понять, что имел в виду Козырев под своей идеей о физическом свойстве времени, может быть могли бы удержать время в своих руках.

Мало кто знает, да и вообще мало кто видел эту башню в глубине парка Лесотехнической академии. В начале 20 века она строилась как водонапорная. Потом здесь была метеорологическая обсерватория. И даже жилые помещения для сотрудников академии. Сегодня башня — памятник архитектуры федерального значения. Требует срочной реставрации.

Внутрь заходить страшно. Так и кажется, что вот-вот провалится пол или рухнет потолок. Башня Дитриха — это фамилия архитектора. Или башня искусств — так называют ее в народе. 10 лет назад музыкальная группа превратила эту заброшку в арт-центр. Здесь устраивали концерты. Но из-за аварийного состояния здание пришлось законсервировать. Башня молчит. И ждет новой жизни. Но будоражит фантазии посетителей парка.

Гуляя по этим тихим, полузабытым местам петербургских парков, понимаешь весь спектр смыслов и эмоций, которые ты можешь испытать здесь. И для этого совершенно необязательно уезжать в парадные и блистательные Петергоф или Царское село. Тихие истории тихих парков. Они очень идут Петербургу, как и сама осень, для которой словно и созданы все эти сады, скверы и парки.