ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Государственный Русский музей начал подготовку к масштабной выставке произведений Карла Брюллова, которая откроется уже 18 октября. Она будет приурочена к 225-летию со дня рождения великого художника. На юбилейной выставке «Великий Карл» представят около 160-ти полотен кисти Брюллова. Экспозицию дополнят полотна мастера из Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Музея Академии художеств, Музея-заповедника «Царское село», Нижегородского художественного музея, Художественного музея Великого Новгорода и частных собраний. Весь Брюллов в одной точке времени и пространства. Такого ещё не было за всю историю экспозиционной работы Русского музея. Уникальная выставка. Феноменальная.

А кто он — Карл Павлович Брюллов? Ровесник Пушкина. Гений, который создал один из величайших символов в истории мировой культуры, раскрывающий, с одной стороны, беспомощность и беззащитность человека перед стихией, перед роком судьбы, и в то же время показывающий величие человеческого духа, когда даже в условиях смертельной опасности люди находят в себе силы протянуть руку помощи другим. Наверное, ни один фильм-катастрофа в истории Голливуда не смог приблизиться к наиболее точному и страшному отражению этих смыслов. Как писал Баратынский: «И был Последний день Помпеи для русской кисти первый день…». А уж в контексте той темы, с которой мы сегодня начинали наш эфир — природные катаклизмы, разгул стихий и прочие напасти, свидетелями которых мы становимся всё чаще и чаще, — можно сказать, что последний день Помпеи обретает сейчас особую актуальность, современность и злободневность. Полина Ганичева раскроет некоторые тайны творчества этого великого художника».


За дверью в условиях строжайшей секретности готовится новая выставка Русского музея. Как актёры мечтают сыграть Гамлета, художники мечтают изобразить бесконечность. И он это сделал. Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». По этой картине можно читать историю человечества. И его самого — Великого Карла.

Это первая фундаментальная реставрация картины за её историю. И она позволила понять, как думал Брюллов. При помощи инфракрасной съёмки специалисты обнаружили фрагменты, над которыми художник работал дольше, сложнее. А какие и вовсе переписал.

— Первоначальное изображение юноши было вертикальным, и он держал девушку, ее лицо прижималось к его шее. И он изменяет полностью даже психологизм этой группы. Девушка погибшая уже, юноша. В первоначальном варианте мы видим, что глаза юноши повернуты к небу, и им корреспондирован некий ужас от того, что летит с неба. Но когда Брюллов нарисовал девушку уже погибшей, уже юноша смотрит на нее. И это уже его горе от того, что он потерял свою невесту, а даже совсем не от того, что летит с неба.

Перфекционист Брюллов был бы доволен. Ведь картина, которую он так кропотливо писал несколько лет, давно изменила цвета. Пожелтевшие слои лака сделали недоступным тот, авторский вариант для многих поколений посетителей.

ОЛЬГА КЛЁНОВА, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея, руководитель проекта реставрации картины К.И. Брюллова «Последний день Помпеи»:
«Представьте себе, вы одеваете жёлтые солнцезащитные очки, жёлтого цвета линзы. У вас меняется абсолютно всё. Синее становится зелёным, жёлтое становится ещё жёлтее, красное становится оранжевым и так далее. Такой же эффект производит жёлтый лак на картине, изменяя голубые в зелёные. То, что мы сейчас после расчистки видим на поверхности картины. Да, это максимально приближенная цветовая гамма к авторскому исполнению».

Площадь полотна — 30 кв.м. И в них, кажется, все сюжеты катастроф за всю историю человечества. Голливуду хватило бы на тысячи фильмов.

Эту картину написал молодой человек. Ему было чуть больше 30-ти. Но как технически и содержательно это стало возможным?

Академия художеств имени Репина. Обычная картина перед занятиями по анатомии. Сложно представить, но именно из-за неё Брюллов и его товарищи могли провалить выпускной экзамен.

— Была задана программа: Улисса представляют Навсикае. По сюжету большое количество женских фигур не совсем одетых. Вплоть до времён Репина, до конца 19 века, обнажённой женской натуры в академии не было. И познакомиться с ней воспитанники могли только на примере гипсовых слепков.

Тему выпускной работы сменили. А первую натурщицу Брюллов увидел, вероятно, уже в Италии. Его требование к себе быть предельно документальным было с ним всегда.

ОЛЬГА ЩЕДРОВА, старший преподаватель факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина:
«К нему очень часто обращались его соученики с тем, чтобы он исправил. Ему на ночь обычно давали старшие товарищи свои работы, чтобы он за ночь их привёл в порядок. И уже даже педагоги шутили, потому что его рука была известна — её знали».

Когда появился замысел картины, Брюллов лично отправился на место раскопок погибшего города. И был расстроен, что опоздал к очередному извержению. Документальность была для него слишком важна.

— Руины древнеримского города сейчас находятся на окраине современного городка Помпеи, недалеко от Неаполя. Везувий по-прежнему считается действующим вулканом. Последнее извержение произошло в годы Второй Мировой. Лава вырвалась наружу в марте 44-го. Погибло 27 человек. Но вот уже почти 80 лет вулкан спокоен. Но западнее Везувия, в паре десятков километров расположена другая, главная вулканическая угроза Италии на сегодняшний день.  Кампи Флегрей, или Флегрейские поля. Здесь множество вулканов. Некоторые лежат под водой. Сейчас этой территории проживают 800 000 человек. Больше половины из них в так называемой «красной зоне».

— Сразу три похожих женских лица. Похожих между собой и на графиню Самойлову. Главную музу художника. Позировать для гениального уже при жизни  портретиста мечтали многие. Так, например, история могла узнать портрет Натальи Гончаровой руки Карла Брюллова. Об этом его лично просил Пушкин.

Художник не смог допустить на холст «неидеальность». И от себя добавить ничего к образу не смел.

Исаакиевский собор. Когда поднимаешь голову наверх, к небу, оттуда снова смотрит Карл. Эта роспись на плафоне купола — его попытка написать бесконечность. Работа, которая, возможно, стоила ему жизни.

НИНА АРЮТИНА, методист Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:
«Труд художника-монументалиста — это титанический труд. Нужно было учитывать вогнутую поверхность, нужно было учитывать краски, потому что совсем иные краски мы видим на расстоянии. Там каждая фигура очерчена чёрной чертой в 10 сантиметров. Иоанн Креститель с поднятой рукой. Поднятая рука только от локтя до пальца — 2,5 метра. Этот плафон — 816 кв.м. У нас есть, кстати, храм — Сампсониевский собор. Это трехпредельный храм. Его площадь 800 кв.м. То есть на этой росписи мог бы уместиться наш собор».

Он с детства был слаб здоровьем. Во время работ в Исаакиевском соборе серьёзно заболел. Отправился лечиться в Италию и уже не вернулся. Ещё в 30 врачи сообщили: синдром внезапной смерти. Сердце может остановиться в любой момент. Эта картина о конце и начале, о смерти и рождении — это и про его личную трагедию тоже.

НИНА АРЮТИНА, методист Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:
«Мать скончалась рано, и их воспитывал отец. Воспитывал строго. Если ему не нравилось, как выполнил работу сын, он мог лишить его обеда. Однажды он даже его ударил. И не рассчитал удар, и Карл Брюллов оглох на левое ухо. И в течение всей жизни он не слышал».

Одни видят в этой картине фатум, гибель античного мира и начало нового. Для других она о силе любви и перерождении.

Но это совершенно точно предел. Когда вот-вот — и всё закончится. Или начнётся. Предел на котором жил Великий Карл, которым стал сам для истории мирового искусства. «И был последний день Помпеи. Для русской кисти первый день».