ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Одной из наиболее обсуждаемых новостей этой недели стала инициатива депутатов Государственной думы, которые разработали законопроект, направленный против такого движения, как квадроберы. Для тех, кто не знает, квадроберы — это те, кто надевает маски различных животных и копирует их движения и повадки. Все мы, кстати, в детских садах тоже были в некоторой степени квадроберами. Помните, когда читали стихи в костюмах зайчиков, волчков или лисичек?

Но сейчас всё серьёзно. Согласно этому документу, должен быть введён жёсткий запрет пропаганды «деструктивной идеологии», в том числе квадроберства. Также будут внесены поправки в Административный кодекс России. Об этом сообщила заместитель председателя парламентского комитета по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, в России существуют целые сообщества квадроберов, и это «не так безобидно, как кажется на первый взгляд». Депутат отметила, что отвечать за это должны не дети и их родители, а те, кто «навязывает информацию», вызывающую интерес к квадробике. Если закон, который запрещает пропаганду квадробинга, будет принят, то сразу, скорее всего, будут запрещены и многие художественные произведения, где это явление демонтируется нарочито, открыто и масштабно.

Мы пока не можем сказать, чем закончится эта инициатива некоторых депутатов Государственной думы. Но мы можем всё-таки попытаться понять, а что скрывается за этим явлением? Поэтому мы подготовили репортаж про наших четвероногих друзей-квадроберов, который так и назвали: «Ребятам о зверятах». И в нём мы попытались ответить на вопрос, в чём истинная причина такой скандальной популярности движения квадроберов? И что это — опасное социальное зло или безобидное детское увлечение, о котором через год уже никто и не вспомнит? А может и все мы сами в душе немножко квадроберы? Наталья Медведева изучила эту тему и теперь может уже говорить о ней как достаточно крупный специалист в этой области».


Новая субкультура — квадробика. От латинского слова quattuor, что означает «четыре». И английского «аэробика». Дети ведут себя как животные. Подражают повадкам котов, лис, собак. Для одних это безобидное хобби. Для других практически образ жизни. И он становится проблемой для окружающих.

По соцсетям разлетелись шокирующие видео. Вот мама выгуливает ребенка на поводке. А здесь девочка в маске котика кусается и рычит на детей. Это «агроквадроберы». Те, кто бросаются на людей. Как так вышло, что детская игра в животных переросла в опасное явление, которое сейчас хотят запретить?

Квадроберы вызвали общественный резонанс. И даже в самой Госдуме не могут определиться, как относиться к этому новому молодежному течению.

Изначально квадробика — это вид спорта. Зародился в Японии в 2000-е. Спринтер Кеничи Ито установил рекорд, пробежав стометровку на четвереньках за 18,58 секунды. С тех пор он получил прозвище Человек-обезьяна. И через несколько лет попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Сегодня, выражаясь молодежным языком, подражать животным — это хайп. Его толчком, во многом, стали социальные сети. Бизнес быстро сориентировался. Только за лето продажи товаров для квадроберов выросли в 12 раз.

Сейчас маску кошки можно найти на маркетплейсах за 200 – 300 рублей. Целый набор с хвостом, маской и лапками — за тысячу. Продают даже корм для квадроберов. Это шоколадные кукурузные шарики. За 1000 рублей.

Так где же та грань, когда квадробика из невинной детской забавы превращается в абсурд, девиантное поведение?

Сейчас квадробику пытаются изучить, понять, принять, ограничить. Но ведь так было всегда. Со всеми субкультурами. Желание быть особенным, не таким как все, идти в ногу со временем свойственно юношам и девушкам каждого поколения.

С началом хрущёвской оттепели Невский проспект заполняют стиляги. Яркие, вызывающие и циничные. Выступают против норм советской морали. В эпоху антивоенных настроений появляются хиппи. Они носят джинсы в американском стиле, жаждут свободы и бастуют государственной дисциплине. 80-е, период застоя. Время панков с разноцветными ирокезами и металлистов в кожаных косухах и футболках с рок-группами. Лихие 90-х, время бандитских разборок. На улицы спальных районов выходят гопники в кепках-уточках и спортивных костюмах. В нулевые субкультуры появляются гораздо быстрее: одетые в черное готы, эмо с розовыми челками, винтажные хипстеры.

И это только некоторые течения. Молодежь идет в субкультуры по разным причинам. Самовыражение, творчество, возможность спрятаться под маской. Но, как известно, все мы родом из детства.

Мы примеряем первые роли еще в детском саду. Мальчики-зайчики — классика советских утренников. Тогда костюмы шили сами. Зайчик — один из самых простых в исполнении.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«А это мой утренник начала двухтысячных. Все по классике. Снежинка, мушкетер, и я — лисичка. Мой костюм мама шила сама. Только маску лисы купили в магазине. Так, может быть, каждый третий из нас в детстве был квадробером?»

Главный кот Театра юных зрителей Артемий Веселов в роли Матроскина. Все дети в зале его обожают. Добрый, мудрый кот. Учит не только правильно есть бутерброды. Еще дружить, заботиться о близких. Всё это в игровой форме. На языке детей.

Прикрываешь себя маской, становишься свободнее. А что если перенести игру в реальность?

Эта хрупкая рыжеволосая девушка — Зой. Она косплеер. Переодевается в персонажей из аниме. Сегодня ее герой —  темный лорд ЗойСайт из мультсериала Сейлор Мун. Заметили схожесть в именах? Да, девушка взяла себе имя персонажа из аниме. Это не псевдоним. Это реальное имя по паспорту. Как у любимого героя.

Еще подростком Зой увлеклась косплеем. Сейчас это её жизнь. Она состоит в косплей-команде. Вместе они пишут музыку, снимают клипы, проводят фотосессии. А еще Зой делает парики на заказ для театров, аниматоров и косплея.

Это один из примеров, что происходит, когда подростковое увлечение становится образом жизни. В этом феномен субкультур. Они дают возможность идентифицировать, найти себя в мире. Понять, кто я, что для меня ценно. А главное — найти тех, кто разделяет эти ценности.

Распространенный стереотип — если гот, то обязательно в мрачных декорациях. Екатерина среди паутины и черепов — потому что мы ее попросили.

Да, она гот. А еще жена, мама и предприниматель. Мы встретились в готическом кафе. Девушка рассказывает: для нее субкультура — это, прежде всего, самовыражение через творчество. А дальше — первые песни, музыкальные альбомы, гастроли, тур по Восточной Европе. Их группе уже 20 лет. Из простого увлечения родилась целая индустрия. Вместе с мужем они создали готический музыкальный фестиваль.

Да, у каждого поколения своя субкультура. И к ним можно относиться по-разному. Восхищаться, удивляться, отрицать. Но неизбежно одно, почти все представители  молодежных течений рано или поздно устроятся на работу, заведут семью и будут воспитывать своих детей. И если из поколения в поколения мы говорим «Вот молодежь пошла»,  то мы все делаем правильно.