КИРИЛЛ СУХОВ, учитель математики Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга, главный тренер сборной России по математике:
Для меня математика — во-первых, это моя работа, а во-вторых, это образ жизни. Первый интерес математики во мне появился где-то в 5-м классе. Всерьёз я понял, что можно с математикой связывать свою жизнь где-то классе в 6-м.
После школы, я пошёл учиться на математико-механический факультет СПбГУ. План-то у меня был – стать типа учёным-математиком и сидеть на стульчике, писать теоремы. Но я попробовал заниматься с детьми с маленькими, и оказалось, что ты можешь получить результат своей работы, увидеть его глазами. Ты когда доказываешь, её может быть никто никогда не использует, зато у тебя есть живой человек, ты ему что-то рассказываешь, он ничего не знал, а через полчаса он знает, понимает. Я так втянулся, что это же круто!
В 2017 году я стал главным тренером сборной России по математике. Победитель Международной олимпиады — это вообще кто? Он типа хорошо на стуле сидел или он родился гением? Бывает и так и так, но просто какой-то баланс: то есть там до четверти одного и до трёх четвертей — другого.
Международные олимпиады — там, действительно, очень сложные задачи. Было когда-то, что у нас ребёнок написал на олимпиаде 57 страниц по одной задаче. Брал интервью у нас журналист, и вот он берёт эту стопку, смотрит и говорит «Это он написал за сколько?» Я говорю «За 4,5 часа» – «Как??».
Ребята, которые выходят после олимпиады, — им рот не заткнуть просто, вот они там полчаса разговаривают друг с другом, у них это прям эмоции там — решила, не решила, ты как решила ? я как решил ? и это так вот выглядит — не хуже чем обычный классический спорт.
Петербург называют столицей математики по одной простой причине: если говорить с точки зрения олимпиады, с точки зрения команды — каждый год в команде есть хотя бы один петербуржец, и в последнее время их ещё больше стало. Важно чувство математики передавать, что ты чувствуешь, какие утверждения верны — это передается не языком математическим, это передается как так невербально. Секрет состоит в том, что надо, выходя к доске, улыбаться и заряжать людей на то, что математика — это классно.