В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук.
Людмила Ширяева, ведущая: Уменьшается световой день, и нам, жителям нашего северного города, нужно восполнить эту нехватку света. На помощь приходят искусственные источники освещения.
Василий Киров, ведущий: Лампы. Вот только как их правильно выбрать? Нейтрального, белого, теплого света? Давай разбираться. Наталья, насколько важно ориентироваться на оттенки света при выборе?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: На самом деле, существует два воздействия света на человека – визуальное и не визуальное. Если вы хотите, чтобы ваше состояние, эмоции и даже здоровье было стабильным, то вы должны управлять светом. Мы недавно закончили грант РНФ в области влияния света на человека, и там прямая корреляция от того, какой спектр света, и как он воздействует на нас персонализировано.
Людмила Ширяева, ведущая: Какие лампочки выбрать осенью?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: На самом деле, у любой лампы существуют свои параметры, и по ним нужно определять, что вам нужно.
Людмила Ширяева, ведущая: Прямо на этикетке это все написано?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Да, это все написано на этикетке, мы можем этим пользоваться. То есть я, когда выбираю себе лампу домой, выбираю всегда теплый свет. У меня в комнате 2 700 кельвинов, потому что теплый свет не стимулирует нас. То есть он не раздражает психику. Он не повышает нашу активность.
Василий Киров, ведущий: То есть дома, где мы успокаиваемся после работы, лучше теплый свет.
Василий Киров, ведущий: А получается, на работе, наоборот, нужно белые, холодные.
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Здесь нужно быть аккуратным, потому что на самом деле у нас с вами разные состояния. Вот, к примеру, я выспалась сегодня, а вы, может быть, не очень. И вы сидите 24 на 7 под холодным светом.
Людмила Ширяева, ведущая: А у нас холодный здесь свет.
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: И в этой ситуации получается следующее, вы активируете свой процесс очень быстро, но вы идёте ещё на больший спад под воздействием искусственного света. То есть, идёт активация состояния в моменте, а потом резко падает ещё глубже.
Василий Киров, ведущий: Когда мы выходим из студии?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Не выходим, это часы. Когда мы совершаем определенные процессы, допустим, водитель ведет авто, и вокруг него появляется больше световых раздражителей. Он может вести 3 часа без ошибок, и, если еще больше раздражителей, он ведет 1,5 часа и уже совершает ошибки.
Василий Киров, ведущий: А вот мы в студии под белым светом сколько можем провести без ошибок?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Это зависит от той работы, которую вы выполняете, то есть от точности действий, которые вам нужно совершать. Поэтому тут нужна динамика, то есть вы посидели, допустим, 2 часа под искусственным светом и выходите.
Людмила Ширяева, ведущая: Вот вы сказали по поводу домашней лампочки, это одна на 2 700. Сколько таких лампочек нужно и на какой объём комнаты?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Существует свод правил, на самом деле, который регламентирует те или иные яркости и освещенность в доме. Допустим, рабочая поверхность – не более 100 люкс освещенности. Если вы хотите, чтобы ребёнок достаточно всё видел, и не было проблем со зрением, потому что сейчас у детей очень сильно зрение из-за света нарушается. Достаточно 100 люкс, и непосредственно бестеневая форма. То есть он должен падать слева, получается. И каждая зона в комнате должна отвечать той функции, которая есть.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть все-таки не одна лампочка в комнате?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Конечно нет. Разные лампочки на разные зоны. То есть очень важны температура, мощность 7,5 допустим. Смотрите, 7,5 светодиодной соответствует 60 Вт обычного накаливания. То есть она, конечно, эффективнее, если вы хотите подумать с точки зрения энергосбережения. Вот есть такая штука люмен на ватт – это эффективность лампы.
Василий Киров, ведущий: Наталья, вот мы привыкли с детства, что у нас одна люстра висит на всю комнату. То есть на каждую зону нужен свой свет.
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Это сейчас, конечно, не актуально, вы понимаете. Еще важный момент, на который я смотрю, это серия, это индекс цветопередачи – CRI, он должен быть не менее 80, а лучше 90, тогда мы будем видеть цвет кожи, цвет глаз, цвет материала. Вы покупаете диван, он будет того цвета, который вы купили.
Людмила Ширяева, ведущая: Можете про вот эти агрегаты рассказать? Что это вообще такое?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Это не должно быть у всех в квартире. Как раз у нас есть два примера. Это вот вы спрашивали. Должно быть одно освещение? Нет, не должно. Это заливающий свет в комнате, а это вот акцентный.
Людмила Ширяева, ведущая: Заливающий на потолок?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Нет, это на стены.
Василий Киров, ведущий: Стены?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Волвошер такой вот.
Василий Киров, ведущий: Это такой дизайнерский ход уже больше.
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Это уже оптический ход. То есть оптика дает возможность залить стену равномерно.
Людмила Ширяева, ведущая: Любым цветом?
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Цветовая температура выбирается относительно того источника, который там. То есть она может быть разной. То есть вы просто выбираете светильник такого спектра. Это споты – это локальный свет. То есть для того, чтобы работать со светом в доме, нужно его комбинировать. То есть люстра – это уже декоративный элемент, элемент искусства в доме.
Людмила Ширяева, ведущая: Ну споты мы знаем, а вот эти два нет.
Наталья Быстрянцева, кандидат архитектурных наук: Вы должны понимать, что это архитектурный свет. И если у нас есть загородный дом или еще что-то, внешняя часть должна строиться архитектурным светом.