В гостях у программы «Утро в Петербурге» Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.

Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня в нашей постоянной рубрике «Большие вопросы о маленьких» мы обсудим лечение сосудистых заболеваний и конечностей у детей. Проявлений у таких заболеваний может быть много – от судорог до отёков. Поэтому крайне важно установить истинную причину и своевременно начать лечение. У взрослых людей сосуды – это уязвимая система организма. А у детей как? По статистике дети тоже страдают заболеваниями сосудов?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: К сожалению, дети страдают, и, наверное, не меньше, чем взрослые, потому что у детей, как правило, это генетически обусловленный порог сосудистой стенки. В зависимости от того, где возникает мутация, в каком гене, могут поражаться как артерии, так и вены, так и лимфатические сосуды. При поражении артерий возникает артериовенозная мальформация. При поражении вен, это дисплазия глубоких и поверхностных вен. И очень сложная, очень капризная лимфатическая система выражается во врожденной лимфодемии. Есть очень тяжелые формы, когда поражается и конечности у деток, и наружные половые органы. Это редкие проявления, но очень тяжелые заболевания, и, к сожалению, эти дети поздно поступают, потому что мало информации, и процент большой.

Николай Растворцев, ведущий: Поздно поступают, потому что сам ребенок не может до конца описать то или иное ощущение? Или только взрослый визуально может увидеть и заподозрить?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: К сожалению, взрослые визуально видят и направляют к другим специалистам. Сначала они идут к педиатру, потом они идут к гастроэнтерологу, потом они идут к гинекологу, ортопеду, ревматологу, и, когда уже весь список исчерпан, они приходят к сосудистому хирургу. Но капризность этой системы заключается в том, что лимфатическая жидкость вырабатывается в тканях, и строение лимфатической системы особенное. Если артерии и вены – это сосуды, то лимфатическая система – это сердечки, которые накачивают жидкость с тканей и дальше по коллекторам продвигают эту жидкость. Поломка происходит именно на уровне вот этой сократительной способности, и, когда жидкость не может попасть в сосуд, она стоит в тканях, и там белок, который, находясь в тканях, вызывает фиброз, а потом склероз. Когда происходит склероз, то практически сосуд запаян в этих склеротических тканях и лечению очень трудно поддается.

Марианна Дьякова, ведущая: Мы сейчас говорим о генетических заболеваниях, то есть это те, которые ребенок уже получил при рождении. А бывают ли приобретённые сосудистые заболевания конечностей у детей? На что родителям нужно обратить внимание в первую очередь?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: Приобретённое заболевание, это, как правило, травма. Вообще все врождённые пороки у детей генетические. А в результате травмы может быть та же вторичная лимфодема, может быть поражение сосудов, артерий, вен. Но это поражение сосудов видно сразу. Что касается лимфатической системы, за нее отвечает 9 генов. В зависимости от того, у какого гена произошла поломка, будут клинические проявления. И первые клинические проявления в виде отека конечности могут возникнуть уже у женщин после 20-25 лет. Вот такая капризная и сложная в диагностике и лечении система.

Марианна Дьякова, ведущая: А насколько частотные эти заболевания в общем количестве заболеваний, которые могут встречаться у детей?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: По данным ВОЗ, этим страдает около 300 тысяч в мире, и 50% – это всё-таки дети с врождёнными пороками.

Николай Растворцев, ведущий: Если возвращаться именно к заболеваниям, которые на слуху. Вот варикоз часто мы слышим. У детей может ли это встретиться?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: К сожалению, у детей это встречается. Если раньше мы видели эти варикозные болезни – это тоже порок сосудистой стенки, который имеет свои проявления, – в 17-18 лет, то, к сожалению, сейчас это заболевание омолаживается, и мы уже видим деток в 12-13 лет с варикозной болезнью. Когда вы видите статистически измененную вену, лучше сразу бежать, потому что идет прогрессирование процесса, и потом развивается клапанная недостаточность, недостаточность перфорантов. И то, что раньше мы могли сделать – отсклерозировать, и про это заболевание забыть на какое-то время. Если уже будет недостаточность клапана, придется оперировать.

Николай Растворцев, ведущий: А почему варикоз молодеет?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: Это генетическая поломка, эта мутация нарастает с поколением.

Марианна Дьякова, ведущая: Всегда ли лечение хирургическое?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: Нет. У каждого ребёнка с любой патологией – артериальной, венозной, лимфатической – своя программа лечения. Всегда, как правило, что касается лимфологии, начинаем с консервативного лечения, заставляем это сердечко сокращаться, чтобы сосуд заставил работать. Потом часть детей оперируем, часть идет консервативно. Что касается пороков развития венозной системы, то мы сейчас, в общем-то, очень далеко ушли в изучение генетики. Поэтому добились того, что мы склерозируем этих детей. Есть распространенные процессы, когда поражается не один сегмент, а вся конечность. Тогда мы их склерозируем и изучаем генетическую поломку, мы блокируем этот ген таблеткой, чтобы не было прогрессирования.

Николай Растворцев, ведущий: Какая профилактика самая полезная, на ваш взгляд, для детей?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: Дети, к сожалению, сейчас очень много сидят, должны вести более активный образ жизни.

Николай Растворцев, ведущий: То есть непоседы, получаются, в плюсе?

Лариса Канина, детский сосудистый хирург микрохирургического отделения СПбГПМУ, к. м. н.: В какой-то степени, да. Вот плавание. Потому что они много сидят: и в школе сидят, и дома у компьютера сидят. Это большие минусы, которые присутствуют в нашей жизни, от которых надо отказываться.