В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук.

Марианна Дьякова, ведущая: В это воскресенье во многих странах мира уделяется особое внимание слабослышащим. Ведь 29 сентября на календаре – это Международный день глухих.

Николай Растворцев, ведущий: Вместо спокойного и даже безопасного нахождения дома глухим и слабослышащим предлагается смело и уверенно отправиться в поход. Как такой активный отдых помогает в вопросах реабилитации?

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: Прежде всего, активные путешествия, походы, экспедиции – это, конечно же, для детей, для школьников – не только досуговые, но и образовательные. То есть в походах мы занимаемся их развитием, реализацией в системе дополнительного образования детей. Это очень важная составляющая часть образовательной системы.

Николай Растворцев, ведущий: Замечаете ли вы какие-то успехи с точки зрения реабилитации?

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: Конечно. Во-первых, это идет речь об общении, развитие коммуникативных навыков. Известный российский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что глухота – это социальный вывих. Поэтому мы, прежде всего, взаимодействуем с различными образовательными организациями, объединяем детей из разных городов, путешествуем. Конечно, и туризм еще является межпредметным. То есть здесь и математика, и физика, и география.

Марианна Дьякова, ведущая: Ориентирование на местности.

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: Спортивный ориентир – это огромный блок работы, которым мы тоже занимаемся, и ребята, получая эти новые навыки, готовятся к жизни.

Марианна Дьякова, ведущая: Как подготовиться к такому серьёзному путешествию и приключению?

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: Если есть желание, есть хороший настрой, то, я думаю, что всё получится. Сейчас очень много разных материалов на нашей страничке, станции юных туристов, различные образовательные технологии, кружки действуют. И вообще в Петербурге больше 10 тысяч школьников занимаются туристско-краеведческой деятельностью, спортивным туризмом, спортивным ориентированием. Поэтому я думаю, что найти единомышленников и попробовать свои силы в этом виде деятельности сможет каждый желающий.

Николай Растворцев, ведущий: Если мы говорим о нарушениях слуха, это бывает приобретенный момент, а бывает генетически обусловленный. Отличается ли реабилитация людей с приобретенным нарушением слуха и тех, кто получил это генетически?

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: По опыту работы в школе, много лет с ребятами взаимодействовал, с родителями. Вообще, дети из семей глухих, в которых мама и папа сами имеют нарушение слуха, они более жизнеспособны, они более энергичные. То есть их родители, может быть, не тратят какое-то время на поиск, кто виноват, что делать, они сразу ориентированы на активную жизненную позицию. И когда первоклассники приходят, можно совершенно четко сказать, кто из какой семьи.

Марианна Дьякова, ведущая: А вот если всё-таки это заболевание, оно ребёнка немножко стесняет, он имеет страх коммуницировать, социализироваться, выходить лишний раз из дома. Какие советы вы можете дать, для того чтобы всё-таки перебороть это, и действительно начинать коммуницировать с этим миром?

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: У всех ребят с нарушением слуха в школе дефектологи большое внимание уделяют развитию речи. Одной из таких проблем является социальный вывих, про который мы говорили. Сложно общаться, речь все-таки имеет определенную специфику, особенно у глухих, у слабослышащих речь развивается самостоятельно. Я бы всем рекомендовал больше заниматься самообразованием, больше читать. Это для всех детей, но для детей с нарушением слуха получение информации, чтение – это очень важный момент.

Николай Растворцев, ведущий: Как правильно и деликатно себя вести в общении с такими людьми?

Алексей Волков, педагог дополнительного образования, инструктор детско-юношеского туризма, кандидат педагогических наук: Самое главное – смотреть в глаза, чтобы было видно лицо, и тогда уже восприятие речи гораздо проще будет с таким человеком происходить. Привлечь внимание можно просто рукой, и, если человек действительно хочет искренне помочь, я думаю, что проблем никаких не будет. Средства коммуникации, мессенджеры сейчас позволяют ребятам общаться в видеочатах различных, то есть коммуникация стала гораздо проще. Я еще застал времена, когда факсы друг другу посылали, чтобы пообщаться, обращение по факсам. Вечером в метро собирались на Гостином дворе, нужно было встретиться, пообщаться, сейчас с коммуникацией проблем нет. Я думаю, что, если уж совсем сложно, можно старым добрым способом взять ручку с бумагой и написать какой-то вопрос на листе и предложить помочь, или что-то спросить можно знать несколько жестов.

Николай Растворцев, ведущий: Вот покажите в финале нашей беседы самые простые.