Индекс рождаемости в России — 1,4, минимальный за последние 17 лет. Что это: обычная тенденция, которая повторяется раз в несколько десятилетий, или повод для большой и серьёзной тревоги? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«На этой неделе одна из самых обсуждаемых тем — падение рождаемости в стране. Обсуждали все: от пресс-секретаря Президента Дмитрия Пескова и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко до различных и многочисленных экспертов, социологов, публицистов. Причиной такого бурного всплеска интереса к этой теме стали данные, которые были опубликованы Росстатом. Он показал неутешительные результаты. За 7 месяцев этого года число родившихся в стране упало еще 2,3% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Положительная динамика рождаемости наблюдалась всего в двух федеральных округах: в Южном и в Северо-Кавказском Федеральном округах. Петербург тоже не стал исключением из этой общей тенденции. При этом в Петербурге растет число многодетных семей. Вот такой вот парадокс.

Итак. Рождаемость в стране резко идет на спад. Демографическая яма или демографическая петля — что это? Обычная тенденция, которая повторяется каждый раз через несколько десятилетий, или же повод для большой и серьезной тревоги? Давайте рассмотрим этот вопрос на примере одной простой, среднестатистической, петербургской семьи. Глава семьи Иван Уваров, наш специальный корреспондент, вот пусть он через историю своей семьи и расскажет, насколько мы сможем решить эту важную для всех нас проблему национального масштаба».


ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Это тот редкий случай, когда можно совместить работу и прогулку с детьми. Индекс рождаемости в России опустился до показателя 1,4. О том, что значат эти цифры, чуть позже. А пока давайте договоримся, что в этом репортаже мы не будем искать причины низкой рождаемости. Не будем никого призывать рожать детей. Мы просто исследуем этот феномен: дети и родители. И ответим на вопрос, почему дети — это безусловное счастье».

Чтобы максимально наглядно проиллюстрировать этот тезис, нужно отправиться туда, где появляется на свет счастье. В родильный дом. Здесь я проведу одну смену. Врачебную смену. То есть сутки.

Это Алена. И наша случайная встреча в коридоре дородового отделения. Через полчаса Алена в третий раз станет мамой. Плановое кесарево сечение. Всё идет в штатном режиме. Спустя 20 минут на свет появляется счастье. Вес — 4 кг 10 граммов. Рост — 53 сантиметра. Богатырь. Или, как говорят медики, крупный ребенок. Еще на одного петербуржца стало больше.

В это время этажом ниже готовится к выписке Анна. Она просто хотела второго ребенка. Но стала многодетной мамой. Родила двойню. Знакомьтесь: Ксюша и Саша. Им всего несколько дней. Но их разные характеры мама Аня уже видит.

В перерывах между родами застаем потомственную акушерку Татьяну Вячеславовну. У нее есть всего 5 минут, чтобы рассказать о самых ярких родах в ее жизни. И нет, это не тот случай, когда пациенткой была она сама.

Больше времени на разговоры нет. Пора убегать на новое рождение счастья. Но перед уходом Татьяна Вячеславовна показывает нам свои руки, которыми за 32 года она приняла на свет почти 100 тысяч детей. Это ли не счастье?

Всего за одни сутки в этом роддоме на свет появились 25 петербуржцев. 17 мальчиков и 8 девочек. Так можно было бы закончить этот эпизод. Но рождение счастья — процесс, в котором нет точек. И вот врачи передают друг другу смену.

Глядя на эти счастливые лица во время выписки из роддома, слезы счастья и трепет, сложно говорить о сухой статистике. Тем не менее, индекс рождаемости в России сейчас 1,4. Этот показатель стал минимальным за последние 17 лет. Но что значат эти сухие цифры 1,4?

1966 год. Ленинградский роддом. Молодой маме приносят на кормление тройню. А это уже выписка: цветы, подарки, улыбки, слова любви и восхищения. Наивысшей точки индекс рождаемости в нашей стране достиг в 60-е года прошлого века. Тогда показатель был 1,8. Время, когда рожать было не просто модно, но еще и спокойно. В истории отечественного кинематографа это время отражено в фильме «Однажды 20 лет спустя» с Натальей Гундаревой в главной роли.

Один из самых масштабных демографических кризисов зафиксирован в России после дефолта 1998 года. Тогда индекс рождаемости упал до единицы. В 10-е вырос. Такой показатель и даже выше был в дореволюционной России. Когда в семьях было в среднем по 5-7 детей.

И вот, вновь спад. На языке социологов, это демографическая волна. Или петля, в которую мы неизбежно попали.

1797-й год. Павел I издает указ, согласно которому с рождения все мальчики императорской семьи становятся кавалерами Ордена Святого Апостола Андрей Первозванного. У ордена голубая геральдическая лента. Девочкам полагался орден Святой Великомученицы Екатерины с розовой лентой. С тех пор конверты младенцев в роддомах перевязывают голубой или розовой лентой. Традиция. Медаль «Родившемуся в Ленинграде» тоже имела свой гендерный цвет. Мальчики получали голубые. Девочки — розовые. Сейчас у мальчиков серебряные, у девочек — золотые. Ценность женщины — повысилась.

У Веры и Петра 9 детей и 20 внуков. Всё это за 35 лет совместной жизни. Смысл и счастье — только в детях. Так живут Азаровы. Они всегда хотели иметь много детей. Потому что сами — выросли в многодетных семьях. Дети уже выросли. Старшему 34. Младшему — 14. Главный секрет их семейного счастья — всегда уступать друг другу. Во всём. Так живут родители. Так они воспитали детей, так растят внуков. Счастливая семья. Что скажешь…

Жизнь точно меняется, когда у тебя рождается ребенок. Кто-то очень ждет этого момента. К кому-то это приходит внезапно. А кто-то избегает этого. Но рано или поздно мы все понимаем: жизнь обретает настоящий, подлинный смысл только тогда, когда у тебя есть дети. Вот и я обрел этот смысл ровно 5 лет назад.