Что происходит сейчас с нашим миром? Почему он так стремительно меняется? И какой будет культура будущего? Ответ на полях Петербургского международного культурного форума искала Наталья Медведева.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«На этой неделе прошел X Санкт-Петербургский международный культурный форум. Это самое масштабное российское международное культурное мероприятие. Главная тема форума этого года звучала так — «Культура 21-го века: суверенитет или глобализм?». Ну, это вполне очевидно, что была выбрана именно эта тема. Ведь в контексте всех событий, которые сейчас обрушились на нас, когда против нас ведётся масштабная гибридная война по всем фронтам, и культура тоже не исключение. В этих условиях нам надо понять, как писал Пушкин, «а куда ж нам плыть?» Вместе со всеми или своим путём? А если не со всеми, то с кем? И, самое главное, зачем? Вот все эти вопросы и обсуждались на полях форума. Особое внимание было к главному спикеру — это Владимир Путин, который выступил на панельной дискуссии. Давайте послушаем, что сказал Президент. И как он видит решение этого вопроса, какой должна быть культура 21-го века.

Итак, культура 21-го века. Суверенитет или глобализм. Пока специалисты ищут ответ на этот вопрос, я скажу только одно. Культура 21-го века — это, в первую очередь, революция. Революция, которая ломает все старые устои, законы и правила. Причём на всех уровнях: художественном, политическом, эстетическом, технологическом. Всё меняется. Ну, разве могли мы ещё некоторое время назад представить, что в Европе будут запрещать Чайковского или Достоевского? Или то, что теперь искусственный интеллект уже начинает дописывать за Гоголя второй том «Мёртвых душ»? Я не говорю про то, что технологии без вмешательства профессиональных художников, сценаристов, артистов позволяют и рисовать картины, и писать сценарии, и даже сочинять музыку. Говоря языком Ницше, боги умерли. Старых богов больше нет. Культурная революция всё сбросила с поезда современности. Даже, точнее, не культурная революция, а революция всей культуры. Значит и всего нашего цивилизованного мира. Ведь культура — это зеркало всего того, что сейчас происходит с этим миром.

А что с ним происходит сейчас? Почему он так стремительно меняется? И как все эти события  меняют нашу культуру, которая уже никогда не будет прежней? Ответ на эти вопросы на полях Петербургского международного культурного форума искала Наталья Медведева».


Наша отечественная культура на сломе. Ввиду разных причин. Технологических. Политических. Эстетических. Мы живем в эпоху Культурной революции. Где искусственный интеллект подменяет наш реальный мир.

Открытие 10-го Культурного форума. На одной сцене — народная артистка России Надежда Бабкина и отечественный робот Арди. Его научили петь. И теперь он генерирует прекрасные вокальные данные. Человекоподобный андроид поет мужским голосом и плавно разводит руками. Артистка уверена, до живого певца Арди еще далеко.

После выступления начнется панельная дискуссия «Искусственный интеллект в культуре». Надежда Бабкина выйдет на сцену как приглашенный спикер. А робота разберут на детали и сложат в коробку до следующего концерта. В этом вся суть машин. Их короткая жизнь зависит от человека. По крайней мере, сейчас.

Культура и технологии дополняют друг друга. Искусственный интеллект совершенствуется на наших глазах. Уже сейчас он может конкурировать с медиахудожниками. Так культура становится доступнее и быстрее. Мы можем получить новое произведение за считанные минуты. Но станет ли оно шедевром?

Сейчас нейросети восстанавливают второй том «Мертвых душ». Историки и литераторы познакомили искусственный интеллект с творчеством Гоголя. Его стилем, письмами, сохранившимися главами и черновиками второго тома. И теперь машина создает свою версию книги.

Только вдумайтесь: великие произведения прошлого, написанные вновь. Но не рукой классика, а искусственным интеллектом. Это уже не фантастика — это реальность, в которой мы живем.

Искусственный интеллект — не заменитель, а усилитель креативности. Соединение искусства и технологий — рождает совершенно новую культуру. Что это, если не революция?

В секции «Театр» обсуждают, как мир искусства реагирует на все происходящие события. Сначала пандемия, затем политические процессы последних лет. Результат — разрыв культурных связей с западным миром. Они дали толчок к созданию новых форматов и направлений искусства.

Если культура стала инструментом давления и манипуляций, то сейчас нам особенно нужен собственный культурный суверенитет. И в кино, и в картинах, и в книгах, и в музыке. Всё это — зеркало нашей жизни.

Опера «Борис Годунов» на сцене миланского театра «Ла Скала».  На премьере в 2022-м году вся политическая и культурная элита Европы аплодирует стоя. И это в эпоху отмены. Культурная изоляция должны была стать одним из самых сильных инструментов воздействия Запада на Россию.

Культура — наше конкурентное преимущество. И сейчас особенно важно, что мы создаем. И наблюдая художественные приемы современных драматургов, переосмысление классики, невольно задумываешься — что это? Поиск новых смыслов? Или погоня за кассовыми сборами?

Для отечественной культуры важно, кто и как ее создает. И кто ее герой? Меняется время — меняются и персонажи кино. Если в 80-е зрителям полюбился безразличный Иван — центральный персонаж фильма «Курьер», где советская молодежь ориентируется на Запад, то сейчас актуальна тема перевоспитания. Пример такого героя — мажор Гриша из «Холопа» в исполнении Милоша Биковича.

Отечественная культура развивается и трансформируется. Так было всегда. Вопрос только в том, как сейчас совмещать традиции и современность.

Да, после всего, что происходит в мире, культура уже никогда не будет прежней. Ее формируют разные факторы. Политика, технический прогресс, эстетика. И можно долго рассуждать, какой будет наша культура.  Могут меняться эпохи, нравы, люди. Но порой просто хочется сесть в кресло, укутаться в плед и послушать арию Чайковского из «Пиковой дамы». И этого у нас никакая революция не отнимет.