История Санкт-Петербурга через призму его руководителей. Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Итак, Александр Беглов остаётся 73-м по счёту главой нашего города с момента основания Санкт-Петербурга. Уже известно, что торжественная церемония инаугурации Александра Беглова на новый губернаторский срок пройдет в Мариинском дворце в следующую среду. И он вступит в должность сроком на 5 лет.
5 лет — это мгновение для нашей истории. Но для нас, петербуржцев, которые именно сейчас живут в современном городе, эти 5 лет будут много значить. Ведь от того, какие решения будут приниматься в течение этих пяти лет, будет зависеть наш комфорт и безопасность. И будущее нашего Санкт-Петербурга.
И вот, часто мы ходим по улицам и видим наш город. Там освещение. Там дорога. Там мост. Канализация, водопровод, тротуары. И ведь это всё появилось по воле и по решению конкретных людей, которые, в том числе, и занимали пост первого лица города. Их должности назывались по-разному: генерал-губернатор, генерал-полицмейстер, военный губернатор, председатель исполкома, мэр, губернатор. Но кто они? Как их решения меняли город? Давайте посмотрим на эту галерею губернаторов. От Александра Меншикова до Александра Беглова. Экскурсию по этой галерее нам проведёт Антон Цуман».
За всё время, что стоит наш город, им управляли в общей сложности 73 губернатора. Но это сегодня высшее должностное лицо Петербурга называется именно так. В разные эпохи глав города называли по-разному. И первые главы нашего города назывались не просто губернаторами, а генерал-губернаторами.
Вклад Меншикова в основание и строительство Петербурга начался еще во время знаменитого захвата шведских кораблей в устье Невы, где он вместе с Петром Первым командовал лихим абордажем. Тогда стали ясны две истины: небываемое бывает и Петербургу — быть.
И мы часто говорим: Петербург петровской эпохи. Да, идеи были Петра, но непосредственно реализовывал его план именно Меншиков. Как государев сподвижник и главное ответственное лицо. Приставка «генерал» неслучайна. Война со Швецией была в самом разгаре. Приходилось отвечать и за строительство, и за оборону.
Гид-экскурсовод Николай Сальников рассказывает: заповедником меншиковской эпохи можно считать всю Университетскую набережную. От Первой линии до здания 12-ти коллегий. Да, есть легенда, мол, хитрый Меншиков специально не стал обращать коллегии фасадом к Неве, чтобы освободить себе место под дворец. Но как уверяют историки, это всего лишь народная байка, за которой скрывается чёткая градостроительная логика.
И если просто взглянуть на карту Петербурга, вся параллельно-перпендикулярная планировка улиц и проспектов — наследие Меншикова и первых генерал-губернаторов Петербурга. При Христофоре Минихе начали появляться гранитные набережные. Пётр Апраксин достраивал Петропавловский собор. Пётр Пален не только утвердил устав столицы империи, но и перенёс в неё из Кронштадта чугунно-литейный завод, где отливалась решётка Летнего сада.
И уже в конце 18 века наступила новая эпоха в международной политике, которая отразилась и в должности главы столицы империи — военный губернатор.
В тот год, когда Европа замерла в преддверии Наполеоновских войн. Тот, кто в будущем сыграет ведущую роль в разгроме Наполеона, заступает на высший пост столицы Российской Империи. Впоследствии окажется так, что самым «кутузовским» местом в Петербурге окажется именно Казанский собор. И то, что Кутузов похоронен именно там, это следствие, а не причина.
Пресс-секретарь Русского географического общества, где впоследствии служили потомки Кутузова, Вера Ковалевская объясняет: несмотря на военное наименование должности, Михаилу Илларионовичу приходилось решать и гражданские дела. Одно из главных — решение бюрократических проблем на самом первом этапе строительства Казанского собора, где он, по свидетельствам современников, принимал самое деятельное участие.
Его военное губернаторство продлилось всего лишь год, а десятилетия спустя Кутузова-губернатора и вовсе затмил Кутузов-полководец. Но дело его было продолжено. При военном губернаторе графе Милорадовиче появились газовые фонари и ботанический сад. Пётр Эссен — надзирал за воздвижением Александровской колонны и Пулковской обсерватории. Павел Игнатьев решал вопросы запуска железнодорожной магистрали Петербург — Москва, которая и сегодня крепко связывает между собой две столицы.
Впоследствии слово «военный» исчезло из официального названия должности. А латиноязычное «губернатор» сменилось на более привычное русскому уху — градоначальник. Начальник города.
Вторую половину 19 века можно бесспорно назвать временем технического прогресса. Именно в эпоху градоначальников начинают появляться столь привычные и, казалось бы, обыденные нам вещи. При градоначальнике Клегейльсе появился Троицкий мост и первый петербургский троллейбус. Александр Николаевич Оболенский уже в начале 20 века обеспечил в Петербурге настоящий бум кино и кинотеатров.
Но все эти новшества были бы невозможны без электрического света, который сегодня кажется чем-то обыденным. А в конце 19 века — был научным экспериментом на грани фантастики. Фантастики, которая стала реальностью именно в Петербурге.
А это та самая точка, с которой Петербург вступил в новую технологическую эру. Литейный, а во времена открытия, мост Императора Александра II.
Краевед, экскурсовод, в прошлом инженер Ленсвета Алексей Косой рассказывает. Проект электрических фонарей экспериментатора Павла Яблочкова вызвал ярое противодействие иностранного капитала. Русско-английских угольных компаний, которые уже вложились в строительство газгольдеров для газового света и которым появление конкурента путало все карты. И градоначальнику тех лет Александру Зурову приходилось в буквальном смысле идти против течения мощного финансового лобби.
И такие в буквальном смысле прорывы продолжались и в дальнейшем. Когда изменились и строй и страна, и имя города. И должность главы стала звучать в духе времени.
Должность главы города всю советскую эпоху звучала сложно — председатель исполнительного комитета. Вполне отражая те сложности, с которыми приходилось сталкиваться руководству уже не столичного города. Это и первые послереволюционные годы времён председательства Гриория Зиновьева. И руководство блокадным Ленинградом в голоде, холоде и постоянных вражеских обстрелах, что осуществил Пётр Сергеевич Попков. И, без малого, мегапроекты эпохи Ленинграда, один из которых начал возводиться уже в самый разгар Перестройки во времена одного из последних советских руководителей города — Владимира Яковлевича Ходырева.
Александр Вахмистров в те годы руководил многими ленинградскими стройками, а позднее работал с Владимиром Ходыревым уже как глава строительного сектора Санкт-Петербурга. Вспоминает — в конце 80-х, на излёте Советского Союза, постройка дамбы едва не была закрыта. И председатель Ленгорисполкома лично ходил по высоким столичным кабинетам. Убеждая, доказывая, согласовывая.
Возможно, именно это рвение и внесло решающий вклад в тот факт, что дамба 20 лет спустя была полностью готова. Лишнее доказательство того, что каждый следующий глава города продолжает достижения предыдущего. Первый и последний мэр нашего города Анатолий Собчак вернул ему историческое название «Санкт-Петербург».
Уже в эпоху губернаторов, которая началась 20 лет назад, появились такие привычные сейчас КАД, Западный скоростной диаметр, крупнейший в Европе пассажирский порт, футбольный стадион, на котором с успехом прошли матчи чемпионата мира.
И Петербург продолжает движение вперёд, большинством жителей избрав своего 73-го по счёту главу. Избрав не просто губернатора, а будущее, которое уже скоро станет настоящим. Продолжая тем самым историческую миссию всех руководителей за всю его трёхвековую историю. Сохранять и строить Петербург.