На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук.

Дарина Шарова, ведущая: В России традиционно стартовала осенняя вакцинация от гриппа, а между тем в стране набирает обороты новый штамм коронавируса. По данным Роспотребнадзора, только за первую неделю осени заболеваемость COVID-19 выросла на 20%, а число госпитализации увеличилось на 50%.

Тимофей Зудин, ведущий: Но неужели этот невидимый враг возвращается? Насколько он заразен? И кто в первую очередь в группе риска?

Дарина Шарова, ведущая: Действительно, за последний год у коронавируса появилось много обличий. Чем новые штаммы отличаются друг от друга, и какой самый опасный?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: Не стоит бояться. Хочется приободрить наших телезрителей и сказать, что все перечисленные варианты – это варианты омикрона, который действительно сохраняет свою заразность, но при этом не вызывает опасений с точки зрения тяжелых осложнений, потому что поражает преимущественно верхние отделы дыхательных путей.

Тимофей Зудин, ведущий: Изменилась ли симптоматика? И является ли потеря обоняния по-прежнему ключевым симптомом COVID-19?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: На самом деле потеря обоняния иногда сейчас протекает абсолютно незаметно, и пациенты могут и не терять обоняние. Все сохраняющиеся симптомы острой респираторной вирусной инфекции – это кашель, насморк, заложенность, иногда одышка – все это остающиеся симптомы COVID-19.

Дарина Шарова, ведущая: Почему важно диагностировать именно коронавирус? Почему так принципиально понять, что у нас именно COVID, если это действительно похоже на обычную простуду?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: Речь идет о том, что важно проводить дифференциальную диагностику острых респираторных вирусных инфекций. И лучше бы понимать, лечишь ты грипп или лечишь ты все-таки COVID-19, потому что существуют принципиальные различия в лечении различных вирусных инфекций. И мы живем в 21 веке, когда медицина доступна уже просто сидя дома, и всеми этими благами стоит пользоваться для того, чтобы избежать серьезных осложнений и длительного течения этих инфекций.

Тимофей Зудин, ведущий: Почему же тогда выросло количество госпитализаций?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: Я думаю, что, прежде всего, это связано с тем, что все пошли в школу, стало больше контактов, и дети переносят эти инфекции легко, однако приходят домой и могут контактировать со своими бабушками, дедушками и людьми с сопутствующими хроническими заболеваниями, которые являются зоной риска. И при этом вакцинация только в самом начале. Да, она движется хорошими темпами. Но, тем не менее, есть категория пациентов, у которых есть повышенный риск развития осложнений.

Дарина Шарова, ведущая: Мы правильно понимаем, что вакцина тоже как-то меняется, совершенствуется и подстраивается под новые штаммы?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: Да, и разработки не прерываются. Федеральное медико-биологическое агентство разработало новую вакцину, которая в том числе активна в отношении новых штаммов. Поэтому у нас есть инструменты для превенции COVID-19.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие могут быть самые тяжелые осложнения? Это поражение легких, тромбоз?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: Это развитие ковидной пневмонии. Но это само, по сути, течение COVID-19, которое может перейти в среднетяжелое и тяжелое. Я бы хотела немного затронуть тему лонг-ковида, потому что лонг-ковид перевели уже в структуру заболеваемости. Это действительно очень долго сохраняющиеся – более 3-6 месяцев – симптомы ковида. То есть вроде активный ковид закончился, при этом те или иные симптомы со стороны бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта сохраняются, и безусловно, это повод пойти к врачу. Есть специальные методики лечения, лекарственные препараты, и лонг-ковид тоже возможно побороть.

Дарина Шарова, ведущая: Правильно ли мы понимаем, что это просто сезонная вспышка, и никакой пандемии не ожидается в ближайшее время?

Анна Ратникова, кардиолог, терапевт, кандидат медицинских наук: Да, пандемию завершили в 2023 году совсем. То, с чем мы сейчас сталкиваемся, не вызывает опасений, имеет в своем заходе закономерную сезонность, потому что осенне-весенний период – это всегда увеличение заболеваемости ОРВИ. И мы знаем, как бороться с коронавирусом. Призываю всех сохранять спокойствие, быть уверенными, что система здравоохранения с этим справляется и все держит под контролем.