В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет».

Марианна Дьякова, ведущая: По новому государственному образовательному стандарту школы теперь сами устанавливают критерии и по ним отбирают старшеклассников. В основном речь идет о среднем бале аттестата или ОГЭ, но могут проводиться даже и собеседования. А вот тем, кто не прошел отбор, предлагают отправиться в колледж или в другую школу, например.

Тимофей Зудин, ведущий: А что делать, если ребенка не хотят зачислять в 10 класс? Обсудим далее.

Марианна Дьякова, ведущая: Какие могут быть критерии для незачисления в 10 класс?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Здесь нужно уточнить важный момент, который не все, в том числе даже администраторы и чиновники понимают. Такого понятия, как зачисление в 10-й класс после окончания 9-го, не существует. То есть ребёнок, если закончил 9-й и не написал заявление о том, что он забирает документы, то он автоматически должен оставаться в 10-м классе.

Тимофей Зудин, ведущий: А если он не сдал экзамены?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Если он не сдал экзамены, то остаётся на второй год.

Марианна Дьякова, ведущая: Но выгнать его не могут?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Да. Формально нет такого права у школы просто взять и отчислить по окончании 9-ти классов. Но проблема в следующем, у нас в этом году возник новый ФГОС, который неоднозначно трактуется. Там есть положение, что должны быть профильные классы, и соответственно школа беспокоится о том, что ребенок должен эти профили осваивать. Если у него плохие оценки по соответствующим предметам, то школа стоит на позиции, что зачем оставаться в школе, если все равно не тянешь этот предмет. Но возникает проблема, что к колледжу дети в 9 классе порою тоже еще не готовы. У них в девятом классе бывает ситуация, что они еще не определились. Это частая ситуация.

Тимофей Зудин, ведущий: Как аргументируют школы свою позицию, если нет официальной причины?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Ну, кстати, на это отсутствие права отчислять указала и генпрокуратура, когда рассматривала этот вопрос, в частности, по ряду регионов. И у школы остаются только уговоры, рекомендации. Но здесь, со стороны родителей, тоже нужно понимать, что школа это делает не потому, что она избавляется от неугодных детей, в целом основной мотив – зачем ребёнку мучиться, если он не успевает. И это педагогически оправданная позиция.

Марианна Дьякова, ведущая: Допустим, родители согласились с этой мыслью. Что делать? Куда уходить?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Формально школа должна предложить ему какой-то общеобразовательный класс, либо какой-то альтернативный маршрут обучения – фактически индивидуальное обучение. Но у школы на это ресурса нет, потому что это часы, деньги и так далее. Действительно оптимальное решение, когда ребенок находит себя в соседней школе, либо в колледже. Но проблема в том, что в колледжах мест не так много. То есть здесь мы просто столкнулись с тем, что мы, школы и родители были не готовы к этой ситуации.

Тимофей Зудин, ведущий: А что изменилось?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: В сентябре вводится ФГОС. Теперь будут, видимо, заранее информировать родителей в школах, и, более того, еще в восьмом и девятом классе будут объяснять, к чему приводит ситуация этого невнимания к предметам, которые преподаются в школе.

Марианна Дьякова, ведущая: Много ли сейчас в Петербурге остается общеобразовательных школ, чтобы вот в десятом и в одиннадцатом классе не было никакого профиля? Такие варианты вообще есть?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Нет, таких сейчас вариантов я не знаю.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть это получается патовая ситуация?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Все школы так или иначе в 10-11 классе имеют профильные классы. Другое дело, что есть, например, большие школы, комплексы так называемые, когда несколько корпусов в одной школе. И в этом случае у школы может быть несколько профилей. В этом плане комплексы помогают решать эту проблему, но есть они не везде. Я думаю, что в следующем году, возможно, будут изменения. То есть, в силу проблемы, которая выявилась в этом году, уточнят ФГОС, и будет возможность существования универсальных профилей или обычных классов в школах. А под это просто, покуда в ФГОСе  не предусмотрено, финансирование не выделяется.

Тимофей Зудин, ведущий: Если ребенок слабенько учится, вы какой выход рекомендуете на текущий момент? Постараться остаться в своей школе, искать другую школу, либо пойти по пути допрофессионального образования?

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Я бы смотрел в сторону колледжей. Город сейчас достаточно активно работает в эту сторону. Но очень важно понимать, что нужно и с детьми работать, и общаться, и обсуждать эту проблему, что есть варианты приобретения профессии уже в 10-м, в 11-м классе. По сути, за 2-3 года получить профессию и выйти на рынок труда, и самостоятельным быть. Это дети воспринимают положительно, особенно вот такие дети, которым учиться совсем тяжело. Количество профессий увеличивается, изменяется их структура. Город старается сейчас активно работать по изменению как раз профилей, связанных с реальным рынком труда. У нас увеличивается количество мест.

Тимофей Зудин, ведущий: Рабочие специальности очень востребованы.

Михаил Богданов, председатель Ассоциации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет»: Очень востребованы, и более того, здесь есть определенные перспективы. То есть очень многие дети сейчас на самом деле с удовольствием идут в профессию. Причем это может быть профессия рабочая. Не все понимают на самом деле, что такое рабочая профессия.