Школы имперского Петербурга, Ленинграда и современные — в репортаже Ивана Уварова.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И начинаем мы, конечно же, с главной новости этих дней. Главной, потому что все мы либо учились в школе, либо учимся, либо кто-то из наших родных и близких имеет отношение к школе, либо мы просто водим туда наших детей, внуков, а кто-то даже и правнуков. И поэтому школа — это явление, феномен. Школа нас всех объединяет и роднит друг с другом.
Это действительно всегда главное событие осени. Мы идём в школу. В Петербурге 610 тысяч школьников. Их учат тысячи учителей. А ещё родители. Бабушки и дедушки. Одним словом, школа — это целый мир в одном большом городе.
Давайте чуть более подробно изучим этот феномен — петербургская школа. Это абсолютно официально признанный термин — «Петербургская школа». Традиции петербургской школы. Как формировались эти уникальные традиции? Почему огромное количество открытий, которые изменили в буквальном смысле весь ход развития человеческой цивилизации, были сделаны выпускниками петербургских школ? До революции и в эпоху Ленинграда.
А что сейчас? В какой школе мы учим наших детей? Очень важный вопрос. Ведь школа — это всегда отражение нашей реальной жизни. В каком обществе мы живём — в такую школу мы и ходим. Меняются эпохи, меняется и школа.
Давайте на примере нашей петербургской школы и проиллюстрируем этот тезис. Эту аксиому, которая не требует доказательств. Поэтому мы не будем ничего доказывать. Мы будем просто показывать. Смотрите. Репортаж Ивана Уварова три века петербургской школы».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Вот они, будущие врачи, архитекторы, ученые, политики, управленцы. Пока бегут на свой урок, а в будущем они будут формировать нашу жизнь в будущем. Петербургский школьник — это всегда было особое звание. Почему? Чтобы это понять, нужно совершить путешествие. В прошлое».
ШКОЛЫ ИМПЕРСКОГО ПЕТЕРБУРГА
Сперва любить — потом учить. Это главный принцип школы Карла Мая. Основателя частной школы для мальчиков имперского Петербурга.
Раздельное обучение — главное отличие дореволюционной школы. Конечно, сегодня, в 21 веке, современному ребенку это трудно понять. А зачем так было нужно?
Никита Владимирович — в прошлом инженер-конструктор, а сейчас основатель музея истории школы Мая — объясняет: природа так устроила, что девочки развиваются быстрее, поэтому в младших классах учатся лучше, а мальчики, не понимая, что такова природа, учатся хуже, темп преподавания должен быть разный.
Школа человеческого духа и творчества. Здесь учились династиями. Одна из самых известных фамилий — Бенуа. Учился здесь и Дмитрий Лихачев. Вообще из школы Мая вышли 42 академика, 8 лауреатов Ленинской премии. Получается, что многие великие умы 20-го века получали базовое образование века 19-го. Образование на высшем уровне. Вот один из примеров.
А это — педагогические принципы школы. Принципы, которым, по сути, следовали многие столичные учебные заведения имперской России.
Сперва любить — потом учить.
Главная задача наставника — приготовить юношу к труду, полезному для общества.
От юного существа можно добиться всего посредством высказывания ему доверия.
Бережное, можно даже сказать трепетное воспитание человека. Человека с большой буквы. Настоящего петербуржца. Вот о чем между строк говорят эти правила.
Это петринеры. Ученики школы Петришуле. Первой школы, открывшейся в Петербурге. Девятиклассница Марина вместе с друзьями готовится к проведению экскурсии по школьному музею. Музею, в котором не просто рассказывают историю учебного заведения. Здесь гордятся своими великими выпускниками. Здесь учились Карл Росси, Петр Лесгафт, Модест Мусоргский, Братья Фаберже. Глядя на этих ребят, понимаешь: в 19-м веке школьное образование было привилегией. Сейчас это неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Это случилось благодаря постреволюционной школьной реформе.
ШКОЛЫ ЛЕНИНГРАДА
1927-й год. Рабочая окраина Ленинграда. Одновременно с жилым массивом на проспекте Стачек возводят первую советскую школу. По тем временам это был настоящий дворец. С обсерваторией на крыше. Это первое здание Ленинграда, построенное специально для школы.
Архитектурные решения диктовали идеи для педагогических экспериментов. В школьном музее хранится фотография Тамары Кулевич. Третьеклассницей она ходила в тракторный кружок. Да, ребята собирали настоящий трактор. Школа была подшефна Кировскому заводу. Эксперимент!
Внеклассная работа. Это то, что внедрила и укрепила советская школа. Это то самое чувство, когда после уроков дети бежали во дворцы пионеров. Вот один из них — имени Жданова в Аничковом дворце. Здесь ансамблем песни и пляски руководит Исаак Дунаевский.
Занятия по шахматам проводит Михаил Ботвинник, а лекции по искусству ленинградским школьникам читает директор Эрмитажа Иосиф Орбели. Вот оно — советское школьное образование, когда образ учителя буквально воспевался в кинематографе.
Когда класс — это больше чем просто ученики. Это семья, в которой свои страсти, проблемы, горести и радости. И всё это мы едва не потеряли после распада СССР. 90-е уничтожили всю систему советского школьного образования.
ШКОЛЫ XXI ВЕКА
КОНСТИНТИН ТХОСТОВ, директор лицея №369 им. Героя Российской Федерации А.Н. Жихарева:
«В лихие 90-е, развалив советскую систему школьного образования, мы ввергли семью в очень большие сложности. Допустим, ребенок переезжает в другой регион, казалось бы, 7-й класс, спокойно учишься… Нет, другой регион — другие программы. Потом стало еще интереснее — нельзя было перейти из школы в школу через дорогу, программы стали разными настолько, что заложниками стали сами дети».
Сама система образования сейчас пришла к единым стандартам. Вот, с 1 сентября в 10-11-х классах ввели единый учебник истории. Во всех школах страны. Без разночтений. Открываем с Константином Эдуардовичем первый параграф учебника 10-го класса. Разных авторов.
Со следующего учебного года такие единые учебники истории введут и с 5-го по 9-й классы.
Это урок робототехники в третьем классе 344-го лицея. Да — не кружок. Не факультатив. Именно урок. Вот как изменилось школьное образование. Впитало все лучшее. Отсекло все лишнее. В советские годы школьники посещали кружки судомоделирования. Сейчас — уроки робототехники.
И пусть многие считают, что роль учителя уже не важна в 21-м веке, веке не знаний — веке информации. Когда ценится не то, сколько ты знаешь, а то, с какой скоростью ты можешь добыть ту или иную информацию. Но ведь даже этому нужно учиться. Вернее, кто-то должен научить. И сделать это может только Его Величество Учитель. Так было в 19 веке, так есть и сегодня.