Никогда еще в 21-м веке транспортная система города не переживала таких глобальных изменений. Какие проекты уже реализованы? И что предстоит сделать? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь от темы школ переходим к дорогам. Причём разным дорогам. Например, на днях уже стало известно время начала строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург —Москва. И оно начнется уже в этом месяце. Это, как все знают, будет грандиозный проект. Проект, который перевернет всю старую логистическую модель нашей страны, когда между двумя столицами России время в пути будет составлять два с половиной часа. Это как сейчас доехать до Выборга на обычной электричке, например. А будет — до Москвы.

Но и на нашем региональном уровне тоже многое, что происходит в плане перемен с дорогами и инфраструктурой. Например, завершается строительство подземного пешеходного перехода у Биржевого моста. Очень нужный элемент инфраструктуры. И не только для жителей Петроградской стороны. Общая длина подземного перехода составляет 155 метров. Ширина 4 метра. Он будет бесступенчатым с плавными скатами. Открытие этого сооружения позволит создать безбарьерный пешеходный маршрут, который с одной стороны будет выходить к Петропавловской крепости, а с другой — на набережную Малой Невы.

И если просматривать весь спектр проектов дорожной инфраструктуры, которые сейчас реализуются в нашем городе, то это гигантские масштабы. Никогда ещё в 21-м веке транспортная система города не переживала таких глобальных изменений. Этот процесс уже назвали Великой транспортно-логистической революцией Петербурга.

Что это значит? Для нашего города и для нас? Ведь мы будем всем этим пользоваться. Давайте изучим вопрос чуть более детально. Антон Цуман продолжит тему».


АНТОН ЦУМАН, корреспондент «Пульс города»:
«Как мы обычно смотрим на карту Петербурга? Вот административные районы, вот реки и каналы, вот улицы. Но если посмотреть на город с той точки зрения, что это живой и развивающийся организм, сразу понятно, что функционирование любой сложной системы невозможно без какой-то основы, каркаса, скелета. И в случае мегаполиса 21 века этим скелетом являются его транспортные магистрали».

Первое, что входит в понятие «транспортный каркас» — автомобильные развязки. За минувшую неделю таких новых транспортных артерий город получил сразу несколько: второй съезд Шкиперской развязки с ЗСД, укрепивший связь намывных территорий с Васильевским островом, вторая очередь Московско-Дунайской развязки на юге, которая теперь позволит с транспортной точки зрения вздохнуть свободнее сразу двум районам — Московскому и Фрунзенскому.

А вот объект, реализация которого ещё только близится к своему завершению. Его официальное название — Витебская развязка. Но на самом деле, это первая часть масштабного проекта — Широтной магистрали скоростного движения.

Генеральный директор компании-подрядчика Валерий Апыхтин рассказывает. На этот участок строительные бригады зашли всего 6 месяцев назад, и уже сегодня эстакада замкнула контур ЗСД и Витебского проспекта. Держать высокий темп без ущерба качеству здесь намерены до самой сдачи развязки — по плану уже в этом году.

И уже можно видеть, как это строительство движется к завершающему этапу. К монтажу готовится одна из последних крупных металлоконструкций — новый мост Артиллерийского путепровода, который в ближайшие дни специальным краном надвинут над железнодорожными путями. Всё это вместе обеспечит новую степень транспортной свободы Петербурга.

Другой элемент транспортного каркаса полным ходом обретает очертания в акватории Невы. Большой смоленский мост — первый почти за полвека разводной мост через Большую Неву.

То, что ещё год назад можно было увидеть лишь на кадрах проекта, воплощается в жизнь. А с Октябрьской набережной уже можно наблюдать, как деталь за деталью собирается первый разводной пролёт будущего моста.

Начальник строительного участка Дмитрий Васильев отмечает — эта качественно новая переправа ещё больше свяжет между собой исторически разделённый рекой Невский район. Что станет реализацией тех идей, которые закладывались в 50-х годах ещё в генплан Ленинграда.

Да, есть преграды естественные, как Нева. Есть искусственные, как, например, инфраструктура железных дорог. Часто приходится решать сложную задачу, как их преодолеть. И вот один из таких примеров.

Этот тоннель, над планировочным решением которого уже работает Комитет по градостроительству и архитектуре, пройдёт под путями московского направления прямо к пересечению Товарного переулка и Военной улицы. Рядом с тем местом, где по плану будет расположен второй выход терминала Высокоскоростной магистрали.

Вот так часть транспортного каркаса города в недалёком будущем окажет прямое влияние на часть транспортного каркаса двух столиц.

Специалист по транспортному планированию Кирилл Иванов отмечает: подземные транспортные маршруты уже давно стали частью европейского градостроительного опыта. Примеры таких городов — немецкий Кёльн и шведский Стокгольм. И теперь в условиях плотно застроенного исторического центра по этому пути идёт и Петербург.

Но транспортный каркас мегаполиса невозможен без связей окружающих его территорий. То есть единой агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Причём приоритет здесь следует отдавать не личному, а общественному транспорту. Что на прошедшем заседании координационного совета с участием заместителя председателя правительства России Виталия Савельева особо подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

И контуры этого транспортного будущего уже можно отметить в активно развивающихся районах города, что примечательно тех, что расположены на границе с соседним субъектом федерации.

Трамвайная линия Купчино — Шушары — Славянка. Проект, который реализуется в рамках концессии с привлечением городских, частных и федеральных средств общим объёмом порядка 50 миллиардов рублей. Генеральный директор компании-соинвестора Дмитрий Панкратов показывает, как линия длиной в 21 километр позволит быстро добраться из Петербурга в Пушкин и из Пушкина прямо к метро.

И то, что ещё полтора года назад было в прямом смысле «на бумаге», уже в металле и железобетоне тянется от метро «Купчино» высокой эстакадой прямо к кольцевой автодороге, над которой и будут буквально пролетать трамваи со средней скоростью в 60 километров в час.

Эта стройка уникальная во всех смыслах. Пример — один из нескольких строительных участков. Здесь расположен, в буквальном смысле, стартовый стол для будущего самого современного в Петербурге трамвайного моста.

И это прямое свидетельство того, что история циклична. Первый трамвай появился в Петербурге в самом начале 20 века. А всего через 70 лет Ленинград стал городом с самой развитой трамвайной системой в мире. И сейчас, в начале 21 века, Санкт-Петербург претендует на то, чтобы вернуть себе этот статус.

Вот он, современный трамвай для петербургской линии, ещё и сделанный в Санкт-Петербурге. Всего таких машин заказано более 20-ти. И депо для них уже полным ходом строится. И уже в чистом поле можно заметить трассировку будущей линии и здания трамвайного комплекса в высокой степени готовности.

Ещё один элемент транспортного каркаса — железнодорожный. Петербург — второй после Москвы по масштабу железнодорожный узел в стране. С протяжённостью 423 километра.

Сегодня эти пути используются пассажирскими поездами, пригородными электричками и товарными составами. Но руководством города и РЖД уже обсуждается идея строительства двух грузовых обходов Петербурга: на юго-западе и на востоке. А освободившиеся пути  можно использовать для создания городских электричек маршрутов Ораниенбаум — Белоостров и Гатчна — Токсово. Что, по мнению экспертов, станет полезным дополнением к петербургской транспортной системе.

И всё это лишнее доказательство того факта, что понятие «транспортный каркас» города не просто расхожее словосочетание. Это в буквальном смысле становой хребет мегаполиса 21 века. И от того, насколько успешно он развивается сегодня, во многом и зависит, каким Петербург будущего  мы увидим завтра.