От Пушкина — к Лермонтову. Какая естественная, со школьных времен парабола. Он «за ним». Нелепо, тем не менее, даже юбилей в этом году — в тени Пушкинского. Реже, тише. Тем не менее, события, премьеры — “Маскарад” открыл сезон в Театре юных зрителей имени Брянцева. Ну, школьная программа,как мы знаем, полна Лермонтовым, но это произведение не из их числа. Постановщики уверены, что их трактовка актуальна для аудитории. Так вот я тоже в этом уверен. Рискну сказать больше, что во всем творчестве всегда есть существенная часть, обращенная именно к молодежи. Это — сам он, не успевший состариться, воплощенная молодость. Черты, которые мы сегодня безоговорочно атрибутируем юности — нарочитую резкость, нигилизм, тягу к саморазрушению и ранимость под маской мрачности и цинизма, подмечали в нем современники. Князь Одоевский как-то спросил поэта, с кого тот списал Демона, и тот ответил, что с самого себя.
«Вы не похожи на мрачного соблазнителя!” — “Поверьте, я еще хуже моего Демона”. И это, кстати, тоже черта молодости, живущей отношениями, ее сосредоточенное всеохватное внимание к противоположному полу. Белинский посмеивался: «Женщин ругает… Мужчин он также презирает, но любит одних женщин и в жизни только их и видит. Взгляд чисто онегинский!» Онегин, Печорин… и Арбенин — маски, через которые к нам современными словами Лермонтова обращается молодость, ее вечный демонический дух. С премьеры — Павел Богданов.