В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.
Тимофей Зудин, ведущий: Новости из автомобильного мира. Мы привыкли к аббревиатурам ОСАГО, КАСКО, а теперь в наш обиход войдет еще и ОСГОП. Это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков.
Марианна Дьякова, ведущая: Этот полис до 1 сентября должен оформить каждый таксист. Что он дает пассажирам, и как это будет работать, мы узнаем прямо сейчас.
Тимофей Зудин, ведущий: Во-первых, пассажиры уже на текущий момент находятся под защитой ОСАГО. Какие выплаты полагаются сегодня?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Они не всегда находятся под защитой ОСАГО.
Марианна Дьякова, ведущая: Далеко не всегда, да?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Далеко не всегда. Во-первых, полис ОСАГО – это гражданская ответственность водителя такси в том случае, когда он причинил ущерб третьим лицам. То есть он стал виновником ДТП в отношении другого автомобиля. В этом случае, если у него в машине пострадают пассажиры, то полис никакого отношения к нему не имеет, он виновник ДТП. Все, что касается этой стороны ДТП, это за свой счет.
Тимофей Зудин, ведущий: Касается, только если виноват другой водитель?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Если виноват другой, здесь тоже все не очень гладко. Дело в том, что сумма к возмещению 500 тыс., в машине было три пассажира, она разделится на троих, и будет не очень много в зависимости от ущерба.
Марианна Дьякова, ведущая: А по УСГОП это 2 млн, как мы понимаем, страховая сумма?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Там можно и больше на самом деле застраховать. Я вчера посвятил вечер документам этим, очень все криво, коряво написано. Пришлось заниматься сведением всех этих строчек. 2 миллиона — на самом деле минимальная сумма. Можно и на большую при желании страховаться.
Тимофей Зудин, ведущий: При желании кого? Водителя?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Страхует перевозчик. В понимании федерального закона перевозчиком является автопредприятие – не таксопарк, который дает в прокат машину, а именно автопредприятие, которое лицензировалось как перевозчик.
Тимофей Зудин, ведущий: Например, у меня своя машина, я зарегистрировался в приложении и таксую.
Дмитрий Попов, автоэксперт: Не получится. После того, как введен 580-й федеральный закон о такси, просто так зарегистрироваться в приложении нельзя. Уже с 1 сентября прошлого года нужно пойти в комитет по транспорту, получить разрешение. Если получил разрешение, то перевозчиком является самозанятый. Нужно открывать самозанятого, и на самозанятого 580 закон распространяется – становишься перевозчиком.
Марианна Дьякова, ведущая: Сколько стоит такой полис, если самозанятый должен его сам приобрести?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Недели две тому назад некоторые ресурсы взорвались, что рынок такси рушится. 100 тыс. и более – это слух. Я вчера сел и решил пересчитать для себя, открыл тарификацию в указаниях Центробанка, у меня получилось 3 800 рублей. Если я вдруг захочу заниматься такси, то для меня это получилось 3 800 рублей полис. Некоторые интернет-ресурсы пишут, что стоимость поездки для пассажира возрастет на 56 копеек. А почему пассажиры должны за это платить? Ну это накладные расходы, пассажир не догадывается о том, что он за это платит, потому что средняя поездка там 200-400 рублей, на этом фоне 56 копеек — понятно что. Пассажиры за запчасти платят, которые идут на ремонт автомобиля.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте поговорим о выгодах, которые мы, пассажиры, получаем. То есть страховая сумма, например, 2 миллиона. Как это должно работать? Как ее получить? На что она может быть потрачена?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Первая и главная выгода, которую получает пассажир такси, что не заморачивается, кто виновник ДТП. Если существует договор фрахта в виде чека информационного ресурса, в этом случае пассажир получает выплату независимо ни от чего. Если он пострадал, если он может предъявить ущерб.
Тимофей Зудин, ведущий: На что она должна потратиться?
Дмитрий Попов, автоэксперт: На лечение, на здоровье.
Марианна Дьякова, ведущая: То есть нужно как-то это подтверждать, что это пошло на лечение, а не просто на улучшение собственного настроения?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Платная медицина с точки зрения выплаты ущербов работает строго точно так же, как и бесплатная. Более того, если произошло дорожно-транспортное происшествие и на него вызывались все службы, то факт причинения вреда здоровью фиксируется в момент документирования дорожно-транспортного происшествия.
Тимофей Зудин, ведущий: Например, я пошел в дорогущую клинику, принес огромные счета и пытаюсь со страховой их получить.
Дмитрий Попов, автоэксперт: Получаем.
Марианна Дьякова, ведущая: Если, например, человек говорит, что его спасло то, что он в театр ходил, ему это настроение повысило.
Дмитрий Попов, автоэксперт: Возмещение морального ущерба не предусмотрено. Моральный ущерб можно попытаться взыскивать с перевозчика в рамках гражданского процесса. Это отдельная история, мы с вами знаем, что моральные ущербы у нас взыскиваются очень сложно.
Тимофей Зудин, ведущий: Это медицинская страховка, скажем так, на лечение.
Дмитрий Попов, автоэксперт: Это страхование вреда самому себе.
Тимофей Зудин, ведущий: 1 сентября у нас через два дня. Насколько готовы городские таксопарки?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Неделю назад говорилось о том, что полисы еще даже не напечатаны на эти ОСГОПы. Но вчера уже несколько страховых компаний заявили о том, что они готовы выдавать полисы, и что все документы у них есть. Более того, они на сайтах разместили таблицу для расчета. То есть, перед тем как идти, можно получить информацию, сколько нужно платить. Никакого страха нет, никаким образом это не повлияет, в том числе и на самозанятых. Поэтому, в общем-то, я готов. Более того, обратите внимание, если у таксиста действующее разрешение, то с 1 сентября у него на оформление этого полиса 60 дней. С 1 сентября кто приходит получать разрешение, должен сразу этот полис показать.