В гостях у программы «Утро в Петербурге» Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: Напомним нашим телезрителям, что эпоха конца ХIХ, начала ХХ веков –это период французской европейской истории, который начался после окончания франко-прусской войны в 1871 году и продолжался до начала Первой мировой войны 1914 года. Какое отражение в моде нашел этот период?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Это очень красивые платья. То, что можно увидеть на выставке, и это нужно сделать обязательно. Много шелка, кружева, воздушная ткань, очень женственная. Такое воздушно-зефирное облако, радость жизни.
Василий Киров, ведущий: Но на самом деле коллекция огромная. Еще Михаил Борисович Петровский на выставке отметил, что теперь нужно создавать целый институт костюма из коллекции государственного Эрмитажа. Расскажите, какой путь проходят экспонаты. От момента попадания в коллекцию до момента, когда мы можем увидеть на выставке эту красоту.
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Эта красота не всегда готова к экспонированию. И наша задача, прежде всего, достать из хранения и привезти в надлежащее состояние эти платье, юбку, блузу, жакет, – любой предмет костюма. Через руки реставраторов проходят практически все костюмы.
Василий Киров, ведущий: А какой это период?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Вы знаете, бывают ситуации, когда несколько лет уходят на реставрацию одного костюма. Ткань – очень хрупкий материал, физическое разрушение наступает иногда неожиданно и почти безвозвратно, поэтому нам нужно найти способ сохранить предмет, не вносить ничего нового.
Василий Киров, ведущий: Технологии же меняются.
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Технологии меняются, и нам нужно подстроиться, используя новые технологии, чтобы сохранить вот этот предмет, созданный 100-200 лет назад.
Василий Киров, ведущий: Если говорить о процессе реставрации. Наверняка те ткани, которые применялись в XIX веке, сегодня уже практически невозможно найти. Или вы специально какие-то ткани изготавливаете по технологиям того времени?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Мы используем современные ткани, но подбираем их максимально близкими к историческим образцам. Мы используем очень много тонких тканей, мы можем окрасить ткань, раздёргать её на ниточки, этими ниточками вести укрепление. Мы используем натуральные и химические красители.
Ксения Бобрикова, ведущая: Но по цвету-то как вы попадаете?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Это искусство и технологии.
Василий Киров, ведущий: А какие самые главные сложности на пути реставратора? Может быть самые сложные ткани? Синтетики-то не было, наверное, в XIX веке?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Были уже искусственные ткани, но они мало использовались в этих костюмах. Тут все-таки натуральные ткани.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какая ткань – головная боль реставратора?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Это шелк.
Василий Киров, ведущий: А это, мне кажется, самая часто используемая ткань в то время?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: В костюме ткани близко к телу, то есть они испытывают эмоции, в том числе человеческие. Говорят, что при негативных эмоциях ткань горит, разрушается. Это может быть преувеличение, но тем не менее что-то в этом есть. И наша задача собрать эти ниточки воедино.
Ксения Бобрикова, ведущая: А есть ли какие-то секреты пошива, которые удается увидеть в процессе реставрации?
Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа: Это ручная работа почти во многих случаях. В части вышивки, не только золотошвейной, есть и машинная работа. Конечно, мы видим внутренность предмета. То есть мы видим все скрытые швы, мы их повторяем. То есть для этого надо овладеть этой технологией. Если идёт восстановление и реконструкция шва, то мы делаем его точно так же, как это было сделано первоначально.