В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наур Гармелия, режиссёр фильма «Последняя цена» и Артемий Аграфенин, пресс-секретарь киностудии «Ленфильм».

Тимофей Зудин, ведущий: Всех людей, неравнодушных к кино, тех, кто любит проводить время у экрана, ценит красивую картинку, неожиданные повороты сюжета, искренне поздравляем с Днем Российского кино. Отмечается он сегодня, 27 августа.

Ксения Бобрикова, ведущая: Кстати, Петербургская киностудия «Ленфильм» в этом году празднует сразу три знаменательных даты. 110 лет со дня своего основания, 100-летие переезда на Каменноостровский проспект и 90-летие присвоения киностудии имени «Ленфильм».

Тимофей Зудин, ведущий: Артемий, за 110 лет на «Ленфильме» было снято более полутора тысяч фильмов. Это «Полосатый рейс», «Человек-амфибия», «Приключения Шерлока Холмса» — культовые картины. В чем заключается феномен ленинградской студии?

Артемий Аграфенин, пресс-секретарь киностудии «Ленфильм»: Во-первых, это место силы, ведь именно на территории киностудии «Ленфильм» прошел первый публичный киносеанс в нашей стране в мае далекого 1896 года. И с тех пор кино начало свое хождение по нашей необъятной стране. Поэтому это Мекка для всех зрителей и всех российских кинематографистов. Место, где все началось. В Российском государственном военно-историческом архиве, который находится в Москве, есть архивные документы Скобелевского комитета. Наш историк Александр Николаевич Позняков узнал, что «Ленфильм» на самом деле был основан 5 марта 1914 года как военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, а потом был национализирован 30 апреля 1918 году. В 1924 году с Сергиевской улицы – это сейчас улица Чайковского, Санкт-Петербург – переехал на нынешнее место Каменноостровской 10. 

Ксения Бобрикова, ведущая: Наур, теперь к этому внушительному числу созданных лент, фильмов, картин прибавилась и ваша. В центре сюжета любопытная и необычная история о банде, которая ворует орехи. Расскажите, как вы пришли к этому сценарию?

Наур Гармелия, режиссер: Банда не в центре сюжета. Я сам сценарий написал, и это было лет 7 тому назад, достаточно давно. Он был собран из разных историй, воспоминаний, рассказов, которые я слышал. Правдоподобная история, но собранная в один сюжет.

Тимофей Зудин, ведущий: Фильм снят в Абхазии, рассказывает про абхазскую семью.

Наур Гармелия, режиссер: Рассказывает про русскую семью, которая живет в Абхазии и выращивает орехи – фундук. Зарабатывают на жизнь этим трудом.

Тимофей Зудин, ведущий: Там есть, я так понимаю, и психологическая драма, и перестрелки, и эффекты?

Наур Гармелия, режиссер: Там совмещение жанров. Если вначале это социальная драма, то по мере развития сюжета она перетекает в истерн, который сейчас вообще редко встречается в нашем кино.

Тимофей Зудин, ведущий: Переносимся на киностудию «Ленфильм», и это кладезь, конечно, интересных фактов и артефактов. Вот, например, в 70-х снимали советско-американскую сказку «Синяя птица», и там снимались Джейн Фонда, Элизабет Тейлор, платье для которой изготовила художница киностудии, и мы его сейчас видим на экране. Платье и сейчас находится на «Ленфильме». Наверное, это был нонсенс для тех лет.

Артемий Аграфенин, пресс-секретарь киностудии «Ленфильм»: Это вообще очень редкое событие, чтобы американцы вместе с советскими кинематографистами создавали какой-то фильм. Это было непросто, потому что было много американских актеров. Их возили постоянно в Советский Союз. Элизабет Тейлор играла четыре роли в этой кинокартине. А Марина Азизян, художник по костюму «Ленфильма», сшила ей вот такое замечательное, прекрасное платье, которое до сих пор хранится у нас в музее и киностудии. Элизабет Тейлор настолько понравилась ее работа, что она пригласила ее с собой в Америку стать ее личным дизайнером. Она осталась на «Ленфильме». Все же семья, дети.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы почувствовали какой-то особенный творческий подход в работе киностудии?

Наур Гармелия, режиссер: На самом деле я очень рад, что мне удалось дебютировать именно на «Ленфильме», так как я учился здесь. «Ленфильм» — самая родная студия из всех существующих. Конечно, есть традиции. Про это можно долго говорить. Но самое важное для меня, как для дебютанта, было то, что мне доверяли, и полное доверие дало мне больше уверенности в своем пути и работе.

Тимофей Зудин, ведущий: Творческая свобода некая была. Мы вас поздравляем с дебютом, желаем прокатной судьбы хорошей вашей картине. Сегодня целый ряд бесплатных сеансов ждет зрителей в День российского кино.

Артемий Аграфенин, пресс-секретарь киностудии «Ленфильм»: Да, абсолютно верно.

Тимофей Зудин, ведущий: На что обратить внимание, Артемий?

Артемий Аграфенин, пресс-секретарь киностудии «Ленфильм»: Во-первых, еще есть много билетов на «Вести незримый бой» — это самый первый фильм сегодня. Это документальная лента о милиционерах в блокадном Ленинграде, как они справлялись, поддерживали порядок в нашем городе, боролись с преступностью. И, конечно, премьера Наура. Это первый показ в Петербурге. «Чужая жизнь» — фильм, который должен был выйти в прокат во время пандемии. Фильм в итоге не был в прокате. Его сложно найти, поэтому сегодня просто уникальнейший показ. Посмотрите его на большом экране.

Тимофей Зудин, ведущий: Приглашаем всех наших зрителей, и еще раз поздравляем и профессионалов, и зрителей также с Днем Российского кино.