Феномен легендарного французского актера изучила Наталья Медведева.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И ещё одна тема, мимо которой мы не можем пройти. Это уход из жизни одного из символов второй половины 20 века — французского актёра Алена Делона. Достаточно среднего роста — 177 сантиметров. Обычного, не супер-атлетического телосложения. Но что-то в нём было такое, что заставляло, извините за банальность, но это так, трепетать сердца миллионов зрителей. И особенно зрительниц. Помните? «Ален Делон не пьёт одеколон, Ален Делон говорит по-французски».
Да, он стал мечтой для миллионов. С его образом связывали ту мечтательную Францию, которую мы потеряли уже сейчас. Тот романтизм Парижа, который был идиллией для многих советских людей. Ушёл Делон, ушёл и весь этот романтизм, и идеалы, и идиллии прошлого века. И теперь мы можем только констатировать: «Ален Делон не пил одеколон». Почему Ален Делон был мечтой для миллионов наших зрительниц? Почему он так любил Россию, а в России любили его? Наталья Медведева изучила этот феномен Алена Делона».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Не стало одного из величайших актеров 20 века. Ален Делон. Легенда кино. Для советских, затем Российских женщин он был эталоном мужской красоты. Его чуть ли не боготворили. Почему он был мечтой миллионов девушек? Как мы будем жить без этой мечты?»
Постер с любимым артистом — единственный способ стать ближе к мечте. Когда не было соцсетей и фан-клубов в интернете. Эта афиша — к фильму «Бассейн». Вероника увидела его по телевизору в 25 лет. И влюбилась. Эстетика, чувственность на экране. Это то, чего не хватало тогда многим советским девушкам.
Мы встретились с Вероникой рядом с БКЗ. Служебный вход на Греческом проспекте. Здесь в 2017-м году был Ален Делон. Вместе с Софи Лорен он прилетел на церемонию открытия 25-го фестиваля «Белые ночи». Гримерная звезд мирового уровня — вот этот небольшой вагончик напротив служебного входа в концертный зал.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Рядом с мобильной гримерной собралась толпа. Конечно, легенды мирового кинематографа на расстоянии вытянутой руки. Поклонники мечтали об одном…»
На следующий день после того концерта артисты улетели. Это был последний шанс встретить кумира. Последний визит Алена Делона в Петербург. Теперь единственная возможность увидеть звезду — на постерах или с экрана.
Это не пустые строки. Под песню «Наутилус Помпилиус» «Взгляд с экрана» сходили с ума тысячи девушек. Конец 80-х. Начало перестройки. Люди ищут возможность выбраться из депрессивной обстановки. И тут появляется мечта. Тот самый взгляд с экрана. Недосягаемый кумир. Утешение для советских женщин.
— Зачем женщинам нужен был этот кумир?
АЛЕКСЕЙ ТАРАКАНОВ, член Российского психологического общества:
«Проживать жизнь моего кумира, у которого все хорошо, все прекрасно — это куда лучше, чем обратить внимание на несовершенства своей жизни. Когда я погружаюсь в чужую жизнь, я могу уйти от своих проблем».
Ален Делон для многих и стал той самой мечтой. Она помогает жить. А иногда и выживать. В 60-е западные фильмы редко добирались до советских зрителей. Те, что все же попадали в закрытую страну, собирали полные залы.
В 1967 году на экраны вышел «Самурай». Это одна из главных ролей Алена Делона. Спустя почти 60 лет фильм снова в прокате. В Кинотеатре «Аврора». Все, как и тогда. Полный аншлаг.
В советском фильме «Тегеран-43» (в основе сюжета разоблачение покушения на лидеров «Большой тройки») Ален Делон сыграл, пожалуй, самую скромную роль за всю свою кинокарьеру. Всего несколько сцен. Этот фильм — феномен. С одной стороны, кумир миллионов в коротких эпизодах. С другой — масштаб фильма. Съемки по всему СССР, во Франции и Швейцарии.
Это было неслыханно по тем временам. По нашим — невозможно. Картина на первых местах не только в советском, но и в международном прокате. После этой сцены в машине Наталье Белохвостиковой завидовали девушки всего мира. Мы позвонили актрисе, чтобы узнать, как это было.
НАТАЛИЯ БЕЛОХВОСТИКОВА, народная артистка РСФСР:
«Мы когда снимали эту сцену, в машину не поместился осветитель. И вместо осветителя мой муж лежал у нас в ногах. И первые пару часов мы не могли сниматься. Мы хохотали. Сидят два актера. Лирическая история. В ногах лежит муж. И хохочет тоже. Молодые были…»
В 20-м веке Ален Делон стал именем нарицательным. Образ идеального мужчины. Легенда кинематографа. Источник вдохновения. Но сам он был бесконечно одиноким, отстраненным человеком.
Это Лео. Француз. 15 лет назад переехал в Петербург. Открыл свою сыроварню под Гатчиной. Мы приехали к нему, чтобы узнать, почему именно француз стал мечтой русских девушек. Смотрим фильм «Слабые женщины». Один из первых фильмов Алена Делона. Если для французских женщин Ален Делон — мужчина среднего роста, подтянутый, ухоженный — был стандартом мужской красоты, то для советских, затем и российских — идеалом.
ЛЕО ПИГО, сыровар:
«Может это особенность французов. Он мужественный. Он не мачо. Я думаю, настоящий мужчина. Он не эпатажный. Это то, что русским женщинам понравилось. Да и Франция — это всегда немного экзотика».
Библейская истина гласит: не сотвори себе кумира. Ален Делон ровно это правило и нарушал. Он был нашим кумиром. Советским. Российским. Он многим помог. Сделал жизнь ярче, светлее. Сейчас прощание с ним — это прощание с 20-м веком. Теми иллюзиями, мечтами, идеальным миром, в который мы верили. И продолжаем верить. Ведь куда бы он ни ушел, он навсегда останется в наших мечтах.