Винил, который весь мир покорил. Как в нашу цифровую эпоху сохраняются островки аналоговых форм звуко- и видеовоспроизведения? И почему это не просто страсть коллекционеров, а целая субкультура, которая с каждым днём обретает всё большую популярность? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Новые санкции Евросоюза ограничивают транзит виниловых пластинок из Европы через территорию России и Белоруссии. В списке запрещенных товаров есть продукция с кодом 8523 — диски, кассеты, смарт-карты и другие носители для записи звука или других явлений. Но, как уведомили своих покупателей представители этой индустрии, санкции не остановят поток винила в Россию. Есть огромное количество обходных путей. Единственное, что негативно может отразиться на нас, так это некоторое подорожание данной продукции. Так что винил в нашей стране запретить нельзя. Точно так, как в своё время пытались запретить рок. Мы находили возможность всё равно его слушать. Помните, как пел Цой? «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы». Так что это искусство винила не задушишь, не убьёшь.

И поэтому тема нашего следующего репортажа —  винил, который весь мир покорил. Как в нашу цифровую эпоху сохраняются островки аналоговых форм звуко- и видеовоспроизведения?  И почему это не просто страсть коллекционеров, а целая субкультура, которая с каждым днём обретает всё большую популярность? Иван уваров расскажет об этом подробнее».


Когда иголка проигрывателя опускается на пластику, ты попадаешь в другое измерение, другой мир. И это правда можно слушать бесконечно.

ВИНИЛ

Это Валентин. Композитор. Вот уж кто точно знает, что такое настоящая музыка. Та, которая записана на винил. В прошлом веке! Это важно. Больше говорить не о чем. Потому что это тот случай, когда нам нужно молчать. И просто слушать этот звук. Настоящий звук. Аналоговый звук.

Это действительно что-то невероятное. Шум иглы по винилу — хордовое воспоминание. На уровне ДНК. Шелест листвы, шум дождя, дождь…

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Это американский изобретатель Эмиль Берлинер. Это он в 19 веке придумал пластинки. Долго экспериментировал с целлулоидом, эбонитом. Ничего не получалось. И вот, однажды в магазине одежды он увидел пуговицу, которая была сделана из шеллака. Это особая смола, которую производит самка лакового червеца. Лаковый червец и его смола дали человечеству первые долговечные пластинки. Правда, они были тяжелыми, хрупкими. Записывать можно было не более 3-4 минут. Но главное: это были первые пластинки. Родители винила, который сегодня, в 21 веке, особая, элитарная культура».

Расцвет которой пришелся на 21 век. Спрос за последний год вырос на 30 процентов. Винил — доступен. И это абсолютное и недоступное счастье для советского человека, который слушал музыку на костях. На рентгеновском снимке чьей-то грудной клетки — не рок. Его раскупили. В коллекции Валентина это единственная оставшаяся самиздатовская пластинка.

Эту магию пластинок не объяснить словами. Не показать на видео. Это нужно просто прочувствовать однажды. И тогда ты точно станешь одним из тех, кого принято называть: представитель элитарной субкультуры 21 века. Субкультуры поклонников и ценителей настоящего. То есть винила.

VHS-КАССЕТЫ

Современному поколению трудно понять, что такое «Электроника ВМ-12». Первый видеомагнитофон в СССР. Его появление сравнимо с выходом человека в открытый космос, изобретением мобильной связи или интернета. Технологический прорыв. Больше, чем просто видеомагнитофон.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Стоило это, по тем временам, чудо техники 1200 рублей! Для среднестатистического советского человека сумма космическая. Это же несколько месячных окладов. Средняя зарплата в 1982-м (а это год выпуска ВМ-12) — 177 рублей. Поэтому темная комната, желательно в подвале, ВМ-12 и обычный телевизор — видеосалоны, вот где каждому был доступен мир какой-нибудь греческой смоковницы или восставших из ада. Так страна узнала, что такое настоящая любовь и ужасы».

Ни ВМ-12, ни видеосалонов Артём не застал. В силу возраста. Но в свои 24 он фанат формата VHS. Домашняя видеосистема — расшифровывается аббревиатура именно так. Теперь Артём — блогер. Ходит по Петербургу и снимает город, людей, животных. На свою старенькую любительскую VHS-камеру.

Вот она — встреча 20 и 21-х веков. Встреча, которой не нужны определения. Здесь все и так понятно. Аналог — нельзя заменить цифрой.

ДИАФИЛЬМЫ

Когда мы предложили художнику Дмитрию Шагину посмотреть диафильмы, он сразу же согласился. Почему? Да потому что это одно из самых ярких впечатлений его детства. А еще диафильмы показывали в школе. Сегодня найти те самые обучающие пленки невозможно. Раритет. Эксклюзив, который остался лишь в памяти.

И вот художник дядя Митя читает сказку современным детям. По нашей просьбе. Дорогие родители, приводите детей к экранам! В эфире — «Ну, погоди!».

Да, проведя эту неделю в аналоговом формате, я понял: никакая цифра не убьет в нас то человеческое, теплое и родное, которое дарит нам аналог. А винил, кассеты, диафильмы — это аналоговые формы и их выражения, которые пробуждают у нас чувства, эмоции. Аналоговые, то есть настоящие, эмоции, из которых и соткан человек. Потому что то, что находится внутри нас, и есть аналог.