«В гранит оделася Нева…». Но этот гранит не вечен. И очень часто нуждается в ремонте. Как ремонтируют набережные Петербурга? И какие тайны можно обнаружить в ходе работ? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«В Петербурге продолжается глобальный ремонт набережных. Можно сказать, со времён Петра I не было таких глобальных реконструкций. С того момента, когда «в гранит оделася Нева». Но этот гранит не вечен и очень часто нуждается в ремонте. Тем более, набережные — это такая же составляющая нашего города, как река Нева, площади и дворцовые ансамбли. Без них нельзя представить Петербург. Они в основном и определяют эту всемирно известную лаконичность и каллиграфическую строгость линий, когда речь идёт об особенности петербургской архитектуры.

Вот давайте пойдём и посмотрим, как ремонтируют набережные нашего города. Какие тайны можно обнаружить в ходе этого ремонта? Мир набережных — это безграничное поприще не только для вдохновения поэтов, но и для исследования пытливыми краеведами. Антон Цуман — один из них».


Если все набережные нашего города объединить в одну, её длина будет составлять более 140 км. Расстояние от Петербурга до Выборга. В первые десятилетия после основания города топкие берега рек укрепляли преимущественно деревом. Классический «гранитный» фасад начал оформляться только к началу 19 века.

Инженер Александр Коваленко рассказывает: в то время строительство набережных было сложнейшим архитектурно-инженерным проектом. Сначала вблизи берега вбивались десятки деревянных свай, длина которых достигала 6 метров. Затем их верхушки объединялись ростверком — своего рода платформой, на которой размещалось заполнение из бутовой кладки, которую защищала от воды гранитная облицовка.

Многие участки набережных прослужили без капитального ремонта вдвое выше гарантийного срока. Но ремонт всё равно необходим. Причина кроется в бутовой кладке, которая и представляет собой тело набережной. Этот материал мы часто можем встретить в городе — в основном на цоколях зданий. Его ещё называют пудостский известняк. А известняк очень подвержен действию времени, осадков и грунтовых вод. Бутовая кладка медленно, но неотвратимо разрушается, набережная начинает понемногу проседать.

И вот результат — вот так участок набережной канала Грибоедова у дома номер 80 выглядел в 2019 году. Он же осенью 2023-го, когда здесь начались ремонтные работы. И сегодня, летом 2024 года эти работы в самом разгаре. Да, с одной стороны берег, с другой стороны — металлические стены, шпунтовое заграждение, которое сдерживает воды канала. А тут внизу — маленькая городская Троя. Историческое речное дно с интересными бытовыми артефактами разных эпох Петербурга.

И вот буквальное смешение эпох — старые деревянные сваи соседствуют с новыми, буронабивными, которые уходят в грунт на 15 метров — высота 5-этажного дома. Затем оголовки свай выровняют, создадут мощное основание, а место бутовой кладки в теле набережной займёт бетон.

Принцип тот же, только материалы современные и надёжные. Но почти весь результат работ будет скрыт от наших глаз. Когда на место вернутся камни гранитной облицовки. Именно этот, как говорят специалисты, предфинальный этап уже можно наблюдать на набережной Фонтанки у Аничкова моста.

Обратите внимание — каждый камень пронумерован, чтобы вернуть его ровно в то же проектное положение и в то же место, с которого он был взят, чтобы не нарушить веками существовавший гранитный рисунок. Принцип, который неукоснительно соблюдался и в прошлом, и в позапрошлом веке.

Центральный архив научно-технической документации. Документы фонда 488, предприятия Ленреставрации. На этих кадрах запечатлено, как ремонтировали Ленинградские набережные в 1950-м году. Те же тщательно пронумерованные камни. Шпунтовые заграждения не из металла, а из просмоленных досок. И всё это буквально через несколько лет после разрушительной для города войны и блокады.

А вот уникальные чертежи проекта воссоздания гранитного спуска у Каменноостровского дворца. Та же тщательность и инженерная точность. И неудивительно, что в чертежах набережных, которые проектировались в эпоху Ленинграда можно без труда заметить сходство с набережными 19 века.

Вот пример. Западную часть Новосмоленской набережной Васильевского острова одели в гранит в 70-е годы 20 века. Как часть будущего парка для нового жилого массива. Но много десятилетий подряд набережная представляла собой пустырь и рай для художников-вандалов. Завершающая стадия ремонта, который проводится впервые за 50 лет с целью сделать набережную украшением не так давно устроенного здесь линейного парка.

Для справки: протяжённость всех швов, которые необходимо заполнить на этом объекте, — 15 километров. Но и это не самая сложная работа. Рассказывает технический директор проекта Дмитрий Чудайкин: сложнее было вернуть на место камни, которые во время ледохода уносило в Финский залив. А в этом месте возводится гранитный парапет, который изначально отсутствовал, но сегодня уже необходим.

Но не меньшего внимания требуют и сами камни. Собственно, лицо наших набережных — гранит. И вот пример. Прогуливаясь по совсем недавно отремонтированной Университетской набережной, следы того, как реставрировали её гранитную облицовку, можно заметить лишь пристально приглядевшись.

Начальник участка работ Юрий Михайлов рассказывает. На этой набережной несколько видов гранита. У самой воды — рапакиви, в переводе с финского «гниющий камень». На мостовой спуска — габбро-диабаз. И если камень мостовой заменить довольно просто, то заполнить утраты в гранитном блоке — настоящее искусство.

Да, пока разницу, хоть и приглядевшись, заметить можно, но спустя десятилетия восстановленные и оригинальные элементы будет не отличить. Но вот вопрос, как придать новому камню ту же самую фактуру, которую ему придавали мастера позапрошлого века. И вот он — наглядный ответ от мастеров века 21-го.

Этот процесс называется бучардирование. Да, при помощи современного оборудования, но в основе известный с древности принцип обработки гранита, когда для придания ему шершавой, зернистой фактуры, его поверхность обрабатывали специальным молотком — бучардом.

А вот другой, осовремененный, но тоже достаточно традиционный процесс. Обжиг — благодаря этому процессу горючие минералы разрушаются, а негорючие остаются, образуя зернистую поверхность.

Так и получается, что все эти ремонтные работы вдоль наших рек и каналов — важнейшее событие. Да, на время придётся смириться с неудобствами вроде заграждений и перекрытых автомобильных полос. Но стоит помнить одно: набережные — это не только облик нашего города, это стражи Петербурга, которые не дают водной стихии взять над ним верх. И самое время ответить им тем же.