«Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Как усыновить или удочерить ребёнка? Что для этого нужно сделать? И почему это так важно и для самого ребёнка, и для тех, кто решился на такой шаг? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Давайте продолжим социальную тему, тем более есть прекрасный информационный повод. 8 июля мы отметили День семьи, любви и верности. В связи с этим праздником  в БКЗ «Октябрьский» состоялось бракосочетание молодых пар и чествование супругов, состоящих в браке более 25 лет, а также торжественный концерт. Губернатор Александр Беглов отметил, что Петербург — семейный город, и наша главная цель — чтобы каждая петербургская семья чувствовала внимание и заботу. «Самое дорогое для человека — его семья. В ней воспитываются дети, познают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся жизни, а потом будут нести те наши духовные традиционные ценности, которые мы им передадим», — конец цитаты. Александр Беглов напомнил, что только в этом году в Санкт-Петербурге принято сразу несколько дополнительных мер поддержки семьи: подарочный набор при рождении ребенка, региональный материнский капитал на третьего и каждого последующего ребенка, бесплатные государственные детские сады с 1 сентября, расширение услуг социальной няни.

Для справки. Сейчас в городе проживает 616 тысяч семей, в которых воспитывается 933 тысячи детей. 56 тысяч семей — многодетные.

И ещё один важный показатель того, как город решает вопросы защиты и поддержки семьи и детства. В Петербурге к началу этого года было 10 тысяч детей, которые не имели семью. Которые остались без родителей. Или которых оставили без своего попечения родители. И на данный момент из 10-ти тысяч 9 тысяч нашли свою новую семью. 9 тысяч! Это невероятно! Это говорит о том, как мы, петербуржцы, относимся к тому, чтобы у каждого ребёнка была семья. Как в песне: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Полина Ганичева продолжит тему»
.


Вот Аня и Ваня, они двойня. Родители имеют психиатрическое заболевание и не могут осуществлять уход. Уля — мама написала отказ. Андрюша — он глубоко недоношенный, мама не заинтересована в нём. Айла — мама депортирована. Сашенька недавно поступила — мама, к сожалению, тоже психиатрически не здорова.

Это истории всего одной комнаты дома ребенка №3. В жизни, конечно, бывает всякое, но чтобы попасть в такой домик, где много профессиональных мам, но ни одной своей — ситуация должна быть безвыходной. Когда и родители, и другие родственники, и знакомые семьи не могут или не хотят помочь. А ребёнок, даже самый маленький, всё чувствует.

ЕЛЕНА УЛЬЯНИЧЕВА, врач-педиатр, заведующая паллиативным отделением дома ребёнка №3:
«У нас была девочка, которая родилась в тюрьме. И мы у неё улыбку вызывали 9 месяцев. У неё первая улыбка появилась в 9 месяцев. Когда ребёнок поступает, и у него печальное лицо, — это как-то непривычно и нетипично. Значит, возникла ситуация в семье, когда у него нет повода испытывать положительных эмоций. Даже у такого маленького».

Оставшихся без попечения родителей детей к началу года в Петербурге было почти 10 000. Почти 9 тысяч из них уже живут в новой семье.

Оля долго ждала свою семью. Список ожидания менялся, а её всё не выбирали. А её будущая мама всегда знала, что у неё будет приёмный ребёнок. И выбирать не собиралась.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВА:
«Какая-то, видимо, у меня была психотравма. В детской больнице, когда я лежала маленькая, были дети вот эти — отказники — в соседней палате, которые ужасно выглядели, кричали. К ним никто не ходил. А я тогда была в подростковом возрасте и решила, что так не годится».

Так в семью с одним кровным ребёнком один за другим пришли Ваня, Дима и Оля. А дальше началось всё самое трудное. Адаптация. Детские психологи в таких случаях предупреждают: нет никаких гарантий. Ребёнок будет проверять вас на прочность. Он должен быть уверен, что вы выдержите его разного. И не предадите, как прошлые родители.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВА:
«С Димой у нас была очень долгая адаптация. Наша с ним любовь — самая ценная, потому что выстраданная. 6 долгих лет понадобилось мне, чтобы окончательно принять, полностью принять этого ребёнка. Он никогда не был в семье, никогда не жил в семье. Он не понимал, как это — жить в семье. Плюс Диму нужно было лечить, это 3 очень тяжелые полостные операции».

Это Люда. Из санатория родители забирают её раньше остальных. Дома стало непривычно тихо. Дома Люду ждёт кот, конфеты, новый рюкзак — в общем всё, что ни попросит. Воспитывать ребёнка в строгости супруги не собираются — слишком дорого он им достался.

НАДЕЖДА:
«Мы не понимали этого вопроса — Как?! Вот мы с мужем очень хотели ребёнка, а нам бог не давал. А почему другие рожали, и хорошо, если хотя бы отдавали в детский дом, а другие просто выкидывали на помойку. Для меня это вопрос без ответа…»

На обязательных занятиях школы приемных родителей даже многодетных мам и пап предупреждают: забудьте всё, что знали. Это особые дети. Они могут не помнить, что было в «прошлой» жизни, но всегда чувствуют.

ОЛЬГА ЯРЫГИНА, психолог отдела подготовки и сопровождения приёмного родительства Центра помощи семье и детям:
«Приёмные детки, у них очень плохо сформирован образ тела. Их недостаточно качали, недостаточно трогали. В связи с этим, у них бывает яктация. Они себя дотрагивают, дообнимают. У меня был чудесный мальчик в детском доме. Каждые полгода ему меняли кровать. Он её разносил. Он настолько сильно укачивался, что разносил кровать».

Когда на свет появились близнецы Саша и Егор, семейная пара из Петербурга как раз записалась на курсы приёмных родителей. К этому моменту в семье Милинис-Боровиковых уже было пятеро детей. Старшие выросли и съехали, средние тоже стали самостоятельными. И когда биологическим родителям мальчиков они стали не нужны, Ольга и Михаил взяли эту ответственность на себя.

— Почему в 21 веке существуют оставленные дети и детские дома? Ваш ответ на вопрос? Почему так происходит?

НАТАЛЬЯ БОРОВИКОВА:
«Стало, мне кажется, саморазрешённым не справляться. Мне кажется, надо возвращаться к каким-то первоначальным позициям, что каждый человек системный, что он автор своей жизни. Что он самостоятельно может делать больше, чем он сейчас делает. Мы очень стали легко называть несложные ситуации сложными. Мы слишком быстро говорим: «Ой, я что-то устал, выгорел, не могу нести такую нагрузку». Мне кажется, надо как-то понести нагрузку».

И даже в доме ребёнка, по опыту нянечек, первое слово, которое произносят малыши — это «мама». У логопедов даже есть объяснение. Это самые простые два слога, похожи на мычание. Звучат естественно. И это действительно так. Мама — самое первое, главное и естественное право каждого ребёнка.