Дарья Шкурлятьева извлекает непривычный для слуха звук из инструмента, который в наше время можно встретить в основном только в музеях. Так звучит вирсиканнель. Его прототипом был пифагорейский монохорд.

Дарья Шкурлятьева, музыковед, руководитель хора:

В V веке до нашей эры математик и философ Пифагор экспериментировал с пропорциями всего, что может издавать звук. Он слушал как звучат кузнечные молоты разной величины, как звучат струны разной длины с разным натяжением. И он искал гармоничные сочетания. Как ни странно вот такой простой инструмент — ящик с одной струной — помогал ему понять эти законы гармонии.

Со временем вирсиканнель менялся. Он был востребован до начала XX века, в том числе и в Российской Империи — на территории Ладожской Карелии и нынешней Ленинградской области — а затем о нём попросту забыли. Дарья Шкурлятьева занимается возрождением духовной музыки. Сейчас она руководит хором, который исполняет песни под вирсиканнель и вторят ему кантеле — это карельские гусли. А начиналось всё с небольшой случайности.

Дарья Шкурлятьева, музыковед, руководитель хора:

Я готовила лекции о пении псалмов. Я искала всё, что связано с этим словом «псалом». И вот в словаре увидела такое необычное слово «псалмодикон». Что это такое? Оказалось, это норвежско-шведское название как раз вирсиканнеля. То есть инструмент, под который поют псалмы.

Исследуя историю вирсиканнеля, Дарья отыскала и чертежи. И так струнный смычковый инструмент вновь обрёл воплощение. К его изготовлению во все времена подходили по разному: у Дарьи вирсиканнель сделан из резонансной ели, и покрыт не лаком, а льняным маслом.

Дарья Шкурлятьева, музыковед, руководитель хора:

Можно играть смычком, сделанным просто из гибкого прутика. Можно взять любой подходящий прутик, подходящей величины. Взять пучок конского волоса. Кстати, интересно, что раньше из конского волоса также могли делать струны для кантеле и вирсиканнеля. Затем струны уже были жильные, но сегодня струны чаще всего металлические.

Особенность вирсиканнеля ещё и в том, что научиться играть на нём — не так сложно. Инструмент очень податливый.

Ксения Сотникова, корреспондент:

С чего начать новичку, который впервые видит и слышит вирсиканнель? Как к нему подступиться?

Дарья Шкурлятьева, музыковед, руководитель хора:

Самое главное — понять, как держать смычок, ведь инструмент этот не похож ни на виолончель, ни на скрипку. Мы возьмём скрипичный смычок как в начале XX века. Сильно не нажимаем, просто спокойно прикасаемся к струне. Самое главное — это правильный угол.

Ксения Сотникова, корреспондент:

Как извлечь другой звук?

Дарья Шкурлятьева, музыковед, руководитель хора:

Можно играть мелодии. Тут у нас выжжены цифры. Достаточно просто прижать палец возле обозначения цифры. Можно большим пальцем, можно указательным. Но важно играть в том же месте — над резонаторным отверстием — продолжать играть. Очень красиво у вас получилось.

Сейчас Дарья мечтает пополнить коллекцию вирсиканнелей, чтобы на этом инструменте могли играть сразу несколько музыкантов ансамбля. Но и в сольных партиях, и в дуэте со звонкими кантеле — вирсиканнель звучит удивительно необычно.