ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Продолжаем выпуск. В этом потоке новостей как-то почти незамеченной осталась одна очень важная для нас дата. 225 лет со дня рождения Александра Пушкина. 225 лет! Кстати, петербуржец и президент России Владимир Путин про это событие как раз не забыл. И пользуясь случаем, он приехал в Царское село. Ему там провели достаточно любопытную экскурсию по Лицею. В ходе которой можно было узнать интересные факты из жизни юного Пушкина.
Вот часто говорят: Пушкин — это наше всё! Что означает — Пушкину удалось отразить все особенности нашей национальной идеи. Россия — кто мы и куда идём. И всегда так было. А сейчас? Давайте ещё раз попробуем найти ответ на этот вопрос. А Пушкин сейчас — это тоже наше всё? Наталья Медведева искала ответ на этот вопрос».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Пушкину 225 лет. Как его только не называют. Гений. Феномен. Народный поэт. Все потому что Пушкин – наше всё. Так в 1859-м году выразился Аполлон Григорьев. Литературный критик и подумать не мог, что эта фраза (тогда актуальная) станет клише. И всё-таки Пушкин сегодня – наше все? И почему?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы поедем в Пушкинские горы. В Михайловское. На поэтическую родину Александра Сергеевича.
В 12 подъехали к Луге. Как по Довлатову. Вокзальная площадь. Только без буфета и бутербродов с колбасой. Хотели поговорить о Пушкине с местными. Не получилось. Местные декламируют собственные стихи.
Пушкин Лугу недолюбливал. Называл небрежно – городишка.
Тогда дорога Петербург – Михайловское была мучительно долгой. Через Лугу. Новоржев. 432 версты. 460 километров. Это трое суток на гужевой повозке. Не то, что сейчас.
Как только не называют это место. Поэтическая родина Александра Сергеевича. Национальная святыня. Родовое имение Пушкина «обладает внезапной лирической силой». Так писал Константин Паустовский. Здесь всюду: травы, из вереска, из сухой земляники – звучат пушкинские строфы.
Здесь нас встречает Николай Андреевич. Фотограф Пушкинского заповедника. В прошлом – врач из Петербурга. 15 лет назад к нему на прием пришел главный пациент. И всё изменилось.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВ, ведущий специалист службы информации Пушкинского заповедника:
«Он оказался художником. И он пригласил меня сюда, в Михайловское. Я не был ни разу в Михайловском. На тот момент. Мы приехали. Вечером. Он был какой увлечённый человек. И мы гуляли, пока солнце не село. И так я ездил несколько лет, погулять, поснимать. В конце концов возник вопрос: может поменять профессию? Заняться этим на постоянной основе?» Так и переехал сюда. Ради любви. К Пушкину. И к этим местам. Теперь дня него заповедник и солнце русской поэзии – это действительно «наше всё».
Здесь мало что сохранилось со времен Александра Сергеевича. Но при этом он повсюду. Даже ребенок здесь вспомнит пушкинские строки. Например, «Златую цепь на дубе том». И кота ученого.
После войны Михайловское из пепла восстанавливал Семен Гейченко. Самый известный хранитель заповедника. Стремился вернуть этому месту Пушкина. Все, что он видел. Чем вдохновлялся. Как жил. До мелочей.
А еще говорил, что к Пушкину в Михайловское надо ехать через русскую деревню. Туда мы и отправимся.
10 минут на машине от Михайловского. И мы в Симаново. Нас встречает Кирьян. Хозяин гостевого дома. На закате сельская жизнь замирает. Вечер. Тишина. Это так по-пушкински. Мы просыпаемся с петухами. Идем доить коров. Знакомьтесь. Это Вишня, Груша и Черешня.
Пушкин не был поклонником сельской жизни. Этого не скрывал. Но деревня его вдохновляла. Он наблюдал за природой, за жизнью крестьян. Со стороны.
Кирьян – крестьянин. Он сам себя так называет. Ведет хозяйство для души. В отличие от фермеров. Для них главное – заработать. Кирьян прочитал всего Пушкина. Все 11 томов. И уверен, Пушкин бережет это место.
Солнце русской поэзии – всё для этих мест. За сельской жизнью, о которой писал Александр Сергеевич, едут туристы со всей страны. Чтобы увидеть настоящую, пушкинскую деревню.
Деревня Бугрово. Через нее проходила единственная дорога в Михайловское. Пушкин часто бывал здесь. На мельнице. Она стала дня него важной частью русского пейзажа.
Эту мельницу восстанавливали по чертежам 19-го века. Она работала до 2021-го года. Три года назад водяное колесо остановилось. Механизму нужен ремонт. Все упирается в деньги.
Перед отъездом мы заехали в Святогорский монастырь. На могилу Пушкина. Сюда приходят в любую погоду. Несут цветы. У каждого свой Пушкин. Друг, наставник, учитель.
И всё-таки, Пушкин сегодня – наше всё? Этот вопрос местные называют странным. Ведь ответ очевиден.
Пушкин наше всё. Избитая фраза. Давно набила оскомину. За 225 лет Пушкин разошелся на цитаты. Он писал для всех. Ничто человеческое ему не было чуждо. Сегодня Пушкин – гений, герой, памятник. Сегодня Пушкин — наше все.