ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Тема медицины на форуме была представлена очень широко. И это неудивительно. Ведь медицина — это тот стандарт, который во многом и определяет развитие экономики. Она должна быть направлена на решение  вопросов  комфорта и безопасности людей. А что может быть важнее для нас, чем наше здоровье и здоровье наших родных и близких? Поэтому можно чётко говорить: какая у нас экономика – такая у нас и медицина. Давайте изучим эту тему более подробно. Полина Ганичева продолжит».


Петербургский экономический форум. Круглый стол. Главный вопрос министру здравоохранения Михаилу Мурашко. К чему мы идём? Какую главную задачу необходимо решить в ближайшем будущем?

78 лет — вот ожидаемая продолжительность жизни из списка национальных целей развития. И здесь мы сделаем паузу. На логичный вопрос «А что для этого нужно?» министр ответит подробно позже… Ровно как будут отвечать на него же все дни форума специалисты сферы здравоохранения. Вот несколько этих основных позиций, которые сейчас интересуют весь мир.

Каждый 5-й мужчина и каждая 6-я женщина планеты, по статистике ВОЗ, заболеет раком. Это чума 21 века. Сегодня просто обнаружить заболевание на ранней стадии уже недостаточно. Необходимо научиться буквально «предсказывать» его появление. «Нужен анализ на мутацию генов» – сказали Марине Фурсовой. Пациентке с когда-то раком одной молочной железы после химии и операции предложили пролечить вторую. Здоровую. Анализ показал: мутация гена BRCA. Проще говоря: наследственный риск заболеть снова.

ВИТАЛИЙ СКВОРЦОВ, заведующий отделением опухолей молочной железы Городского онкологического диспансера, кандидат медицинских наук:

«Если у пациентов из родственников кто-то болел данным заболеванием — мы сейчас всем в рутинной практике выполняем данный анализ. Доказано, что если у пациентки есть данная мутация, то риск заболеть в будущем раком противоположной молочной железы и раком яичников — он высок. Поэтому мы проводим этот анализ и пациента предупреждаем».

Анализ сделали бесплатно. По ОМС. Просто взяли кровь и объяснили риски. Марина согласилась на повторную, уже профилактическую операцию по удалению. В России такой протокол работает только для уже онкобольных. Просто по желанию сдать анализ и в случае положительного ответа сделать профилактическую операцию невозможно. И это ещё один вопрос для обсуждения. Уже этический.

ЭЛЬДАР ТОПУЗОВ, главный врач Городского онкологического диспансера:

«Это то, что в простонародье сейчас говорят «ген Анджелины Джоли». Ведь ей тогда удалили профилактически. Так как у мамы, бабушки и прабабушки был рак молочной железы. Мутация говорит только об этом. О риске возникновения. В то же время, если есть BRCA-мутация, то это совсем не значит, что женщина обязательно заболеет. Это есть риск возникновения опухоли. Во всём мире идёт дискуссия — нужны такие профилактические мастэктомии или нет. В США, в некоторых штатах, это законодательно принято: если есть рак одной железы — обязаны делать мастэктомию и на другой железе. В Европе такой практики нет, в России тоже нет. Это предмет дискуссии».

До 17-ти лет Максим играл на гитаре как все. После взрыва в химической лаборатории — одним мизинцем. Теперь при помощи бионического протеза от российского разработчика.

Это не тестовый образец и не ноу-хау. Такие протезы напрямую от разработчика или через партнёров пациенты получают бесплатно. Это решение для тех, кто не родился с патологией, то есть помнит, как это, например, сжать кулак.

А вот это уже ноу-хау – костные импланты. После перелома пациенту устанавливают металлическую деталь, и когда кость срастётся — нужна повторная операция. То есть очередной риск для здоровья. Эти магниевые шурупы и пластины через полгода сами превращаются в кость.

Примерная стоимость — 5000 – 6000 рублей за штуку. Западный аналог обошёлся бы в 450 долларов. Да, всё тот же магний.

Четырьмя высокоточными руками робота одномоментно управляют две руки хирурга. Кадр, достойный научной фантастики. С помощью этого аппарата можно, например, решить любую гинекологическую задачу, выполнить самые сложные урологические операции. Петербург, 21 век. Хирург и робот. Не вместо, а вместе.

ПЁТР ПАЛАСТИН, заведующий гинекологическим отделением Городской Мариинской больницы:

«Робот — это продолжение руки. Человек может смотреть в рану своими глазами, но это будет картинка не того качества. Когда ты видишь всё в увеличении, когда ты видишь больше всё в 25-30 раз, когда эта картинка более освещённая… Продолжение глаз — это наши камеры. Продолжение рук — это вот эти руки робота, которые стоят на стойке. Они точнее, чем руки человека». Но это не фантастика. Сами медики предпочитают другое сравнение. Роботизированная операционная — это искусство.