В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Северная Венеция, Северная Пальмира, Северная столица отмечает сегодня свой день. С днем рождения великого города поздравляем всех петербуржцев! Все утро рассказываем о том, чем живет Петербург сегодня, а также листаем страницы его истории, в том числе изучаем особенности петербургской топонимики. Какие городские топонимы можно считать самыми петербургскими?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: В первую очередь на ум приходит Невский проспект, визитная карточка нашего города, которую знают во всем мире. Линии Васильевского острова можно считать более петербургскими, чем Невский проспект. Эти простые, но закрепившиеся ранее названия играют важную роль в истории города. Появление Петербурга обусловило развитие так называемых статусных частей города, включая линии, которых до этого не было в городском планировании.

Николай Растворцев, ведущий: Какие принципы и правила соблюдаются при выборе новых топонимов? Есть ли какие-то, может быть, тренды XXI века? Как сейчас модно, если так можно выразиться, в честь кого называть улицы? Как это подбирается или это максимально проверенный историческим временем подход, который не меняется вне зависимости от того времени, в котором мы живем?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: Подходы меняются со временем, однако последние 30 лет топонимисты придерживаются принципа привязки к местности в самом широком смысле. Название должно отражать историю или характер определенного района города, либо быть связано с тематикой, сложившейся за последние десятилетия. В условиях современного строительства существуют определенные тематические «кластеры», именно по такому принципу выбираются новые названия.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как принимаются решения о присвоении того или иного названия объекту? Кто может стать инициатором, выдвинуть своего кандидата на название? За кем последнее слово?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: Инициатором может стать любой гражданин, житель Петербурга, любая организация совершенно, любое юридическое лицо. Далее обращение поступает на рассмотрение в топонимическую комиссию, это совещательный орган при Правительстве Санкт-Петербурга. Окончательное слово остается за Правительством, за губернатором Санкт-Петербурга.

Николай Растворцев, ведущий: Какие-то топонимы совсем новые появились недавно, может быть, в вашей памяти, которые вам чем-то особенно запомнились, или, может быть, какие-то топонимы вот-вот появятся на карте Северной столицы?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: В предыдущем вопросе вы спрашивали про тренды, которые сейчас у нас в моде. Я бы сказал, что в последние годы очень активизировалась линия на увековечивание. Так было не всегда, не во все периоды существования нашего города. Но в последнее время очень много предложений поступает именно в этой части, поэтому как раз из последних присвоенных названий я могу вспомнить сквер Атаулла Баязитова, который у нас появился официально на Петроградской стороне, рядом с мечетью. Атаулла Баязитов – это известнейший татарский просветитель, который много лет провел в Петербурге, внес большой вклад в культуру нашего города и был, кстати, одним из инициаторов строительства Соборной мечети. Сквер располагается как раз на пересечении Кронверкского проспекта и Конного переулка рядом с мечетью. Из грядущих названий лично мне по душе очень Ультрамариновая улица, которая должна официально наконец-то появиться у нас на правом берегу, в бывшей промзоне между Октябрьской набережной и Дальневосточным проспектом. Она должна получить свое название по старинной ультрамариновой фабрике фабриканта Веге, особняк которого сохранился каким-то чудом на набережной.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Возвращаясь к знаменитым людям, так или иначе связанным с Петербургом, в честь которых называются улицы — относительно недавно появилась улица Вадима Шефнера, по историческим меркам он не так давно ушел из жизни. Какие есть правила относительно наименований в честь кого-то?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: Этой улице название было присвоено в 2014 году, а надо сказать, что официальный юридический акт, который регулирует присвоение названий, был принят еще позже, в 2015 году и с тех пор он даже немного совершенствовался. В момент принятия был установлен 20-летний срок, конечно, этот акт обратной силы не имеет, который должен пройти с момента смерти увековечивающего деятеля. Правда есть исключения для обладателя определенных государственных наград, званий почетного гражданина Петербурга, но в целом такой выдерживается срок посмертный.

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что Петербург менял свое название в 1914 году. На 14-м стал Петроградом, в 24-м Ленинградом, с 91-го снова Петербург. Многие улицы и проспекты Северной столицы тоже меняли свои названия. Мы с вами за кадром поговорили о том, что Московский проспект и Гагаринская улица – это настоящие рекордсмены по смене названия. Как вы считаете, есть ли в этом какой-то, может быть, исторический аспект? Почему именно эти магистрали Северной столицы возглавляют топ самых переименованных?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: Мы говорим, конечно же, о волевых переименованиях, потому что первые полтора века существования Петербурга – это стилистическая стихия, когда названия меняли друг друга сами по себе. Здесь мы уже не можем какого-то чемпиона выделить, а когда зашла речь уже о волевых изменениях названий, то, соответственно, нынешний Московский проспект, он был составлен из Обуховского проспекта и Царскосельского. В 1878 году, в признании наших побед на Балканах, он был назван Забалканским и это название просуществовало до 2018 года, когда все основные магистрали Петрограда были переименованы по идеологическим соображениям. Проспект этот стал международным. В этом качестве он дожил до 1950 года, когда было принято решение назвать какую-нибудь улицу в Ленинграде в честь Сталина и он стал проспектом, в такой именно форме, проспект имени И.В. Сталина. Так его писали на табличках, это название просуществовало до XX съезда партии, до 1956 года, когда приняли существующее, будем надеяться, последнее название, которое даже мелькало иногда и в начале XIX века, но не закрепилось. По направлению на Москву, на некоторых картах буквально один-два раза его называли Московским проспектом.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Историческая географическая справедливость была восстановлена. Много сейчас возвращается исторических названий, однако же не всем. В свое время Салтыкова-Щедрина стала Кирочной, а вот Советские не стали опять Рождественскими. С чем это связано?

Андрей Рыжков, эксперт сектора топонимической деятельности Института культурных программ, краевед: К сожалению, это связано с тем, что из топонимики у нас политика никак не может уйти. Я хочу сказать, что этот год — это не только год юбилейных переименований нашего города, но и год Великого Возвращения 1944 года, когда впервые в Ленинграде были восстановлены исторические названия. Тогда почему-то никто не считал, что Казанская площадь или Исаакиевская площадь, или Владимирский проспект — это какая-то пропаганда клерикализма или религии. Не были подвергнуты сомнению заслуги таких людей, как Володарского, Урицкого, чьи имена ушли тогда с карты города. Но, к сожалению, сейчас на это смотрят немного по-другому.