Начало XIX века – время, когда помимо официальной корреспонденции появляется личная переписка. Писали о погоде, моде, литературе и быте. Правила просты: женщинам пишите по-французски. Если стеснены в средствах, пишите поперёк – вас поймут. Неграмотны? Берите пример с Арины Родионовны, она все письма надиктовывала. Главная цель: стать частью новой почтовой паутины.

Алексей Балакин, научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), кандидат филологических наук:

Пушкин был частью эпистолярной культуры того времени, культуры очень развитой. Письма могли читаться вслух. Поэтому он так оттачивал в письмах язык. Вот видите письмо, посланное им из Болдино в 30-ом году, где он сидел в карантине, поскольку была эпидемия холеры. Видите, письмо, оно всё в дырочках. Это тогда на заставах прокалывали письма и обкуривали их специальным дымом. Считалось, чтобы убить холерные бациллы.

Письмо как эстафетную палочку передавали ямщики по проложенным дорожным трактам от одной почтовой станции до другой. На скорость доставки влияли и погода, и состояние дороги, и наличие свободных лошадей. Из Петербурга в Москву письмо могло идти до 10 суток. Чтобы связь была быстрее пользовались «экстра-почтой», которая ехала «с усиленной скоростью». «Отвечай мне по extra-почте», — писал Пушкин Вяземскому.

Ольга Коноплёва, главный хранитель фондов Вырского филиала ГБУК ЛО «Музейное агентство» – музей «Дом станционного смотрителя»:

Письма в пушкинское время запечатывали в бумагу, опечатывали сургучом и после этого взвешивали. Взвешивали на лотных весах. Мера веса – в лотах. Каждый лот – это 12,8 грамма. И за каждый лот платили 10 копеек. Дороговато. Можно учесть, что в трактире налили бы за копейку щей с кусочком мяса.

Когда поэт гостил в родовом имении – Михайловском – письма ему доставлялись по Белорусскому тракту. В пушкинское время он проходил восточнее от современной трассы Е-95.

Дарья Богдашкина, корреспондент:

Если судить по навигатору, то старая почтовая станция, где был собственно Пушкин, находится примерно в двух километрах от той, где мы были сейчас?

Александра Носкова, исполняющий обязанности заведующего Вырским филиалом ГБУК ЛО «Музейное агентство» – музей «Дом станционного смотрителя»:

Это так. Первая почтовая станция в деревне Выра была организована в 1800-м году в обычной деревянной избе. Соответственно в настоящий момент ничего не сохранилась. Почтовый тракт проходил на этом месте. Точное место, конечно, сказать мы не можем.

Но на берегу Оредежа нам повстречался местный житель, Александр, который как раз занимается поиском того самого пушкинского тракта.

Александр, местный житель:

Мы здесь живём почти 50 лет. Все эти места знаем. Сами искали, сами смотрели, сверяли карты. Вот видите, холмик? Там был мост. Это старая дорога. Сейчас моста уже нет, соответственно. Остался холм, переходящий на ту сторону.

В планах узнать, нет ли продолжения старого тракта, скрытого лесом. Ну а пока о том, что было здесь два века назад знают лишь 200-летние лиственницы, да местный кот учёный, охраняющий пути-дороги, по которым некогда проезжал главный поэт-путешественник XIX века Александр Пушкин.