В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Александра Днепровская, адвокат.

Тимофей Зудин, ведущий: В эти праздничные дни, возможно вы заметили, на улицах нашего города особенно много туристов. Для кого-то блистательный Петербург стал любовью на всю жизнь и запал в душу, а кто-то остался глубоко разочарованным. Только не панорамой и видами города, а качеством экскурсионного обслуживания. В некоторых экскурсионных программах написано, что в случае непогоды деньги не возвращаются, даты не переносятся. Законно ли это, и можно ли вернуть деньги за экскурсию, если погодные условия не позволяют ее провести?

Александра Днепровская, адвокат: Данное условие не соответствует закону «О защите прав потребителей», поэтому не применяется к спорным правоотношениям. В случае, если вы не можете участвовать в такой экскурсии, вы вправе отказаться от нее и потребовать возврата денежных средств либо переноса такой экскурсии на другую дату и удобное время. Либо, если вы оплатили и вам денежные средства не возвращают и не могут провести такую экскурсию, то вы вправе потребовать оплатить экскурсию другого экскурсовода, аналогичную той, которая предполагалась.

Людмила Ширяева, ведущая: В социальных сетях жалуются на то, что на маршрутах нет микрофонов, ничего не слышно или слышат те, кто стоит в первом ряду. Существуют ли какие-то нормативы по размерам групп и звуковому оснащению экскурсий?

Александра Днепровская, адвокат: Да, у нас есть определенный ГОСТ «Туристские и экскурсионные услуги». Он разработан в 2020 году, и в нем расписано, какие критерии отвечают качеству. В нем указано: насыщенность экскурсии, информативность, безопасность оказания услуг. Есть положение, в котором прописано, что во время экскурсии должен быть хороший обзор, слышимость, доступность. Когда качество услуги не отвечает ГОСТУ, то можно требовать либо уменьшения стоимости услуги, либо отказаться от нее.

Тимофей Зудин, ведущий: В основном это гости нашего города, и они здесь на короткий период. Как и у кого им требовать возврата средств?

Александра Днепровская, адвокат: Необходимо написать претензию, направить её в течение 10 дней и дождаться ответа. В случае, если претензию не удовлетворили, то можно обращаться в суд. По закону «О защите прав потребителей» можно обратиться в суд по месту жительства.  

Тимофей Зудин, ведущий: Какие перспективы у такого дела?

Александра Днепровская, адвокат: По моему мнению, все зависит от стоимости экскурсии. Когда это авторский экскурсионный маршрут, стоил дорого, ради него ехали специально в Петербург, то больше вариантов на положительный результат.

Тимофей Зудин, ведущий: Что делать, когда экскурсия на автобусе и нет окон, терпеть до конца или уйти в начале?

Александра Днепровская, адвокат: Следует сразу отказаться от экскурсии.

Тимофей Зудин, ведущий: На сколько может опоздать экскурсионный автобус?

Александра Днепровская, адвокат: По этому пункту нет никаких четких нормативов, но в положении есть один из показателей качественности — это своевременность. Соответственно, если у вас из-за опоздания возникли убытки, то с экскурсионной фирмы можно требовать их компенсации.

Людмила Ширяева, ведущая: Как быть в случае отмены экскурсии по причине туриста?

Александра Днепровская, адвокат: В законе прописано, что по болезни и в случае смерти близкого родственника необходимо написать заявление об отказе не позднее дня проведения экскурсии. Касаемо других случаев, то действует общее положение Гражданского кодекса, что вы вправе отказаться от услуги с возмещением фактически понесенных расходов.

Тимофей Зудин, ведущий: Напоминаем, что обязательно нужно читать договор.

Александра Днепровская, адвокат: Читать договор и проверять аккредитацию экскурсоводов.