ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Построенный в 1832 году, Александринский театр стал сердцем театральной жизни Петербурга и главной сценической площадкой Российской Империи. Именно здесь состоялись премьеры великих драматических произведений классики. В «волшебный край» посреди Невского проспекта часто устремлялся Пушкин — чтобы увидеть новые постановки.

С 1801 года на современной площади Островского находился деревянный Малый театр, который также посещал Пушкин. Когда скромное сооружение перестало отвечать запросам публики, в 1828 году приступили к возведению нового каменного театра.

СВЕТЛАНА СПИРИНА, руководитель музейно-экскурсионных программ Александринского театра:
Карл Иванович Росси попытался применить все инженерные новшества. Он впервые применил для здания Александринского театра металлические перекрытия. Первоначальная окраска здания была светло-серого цвета, квадрига Аполлона и музы в нишах и на аттиках были бронзированы. На открытии присутствовал весь цвет петербургской публики, в том числе приглашение получил и Александр Сергеевич Пушкин.

ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Раньше в Александринском театре было три вестибюля. Пушкин, как и другие представили аристократии, проходил через эти сени — то есть фойе. Здесь посетителей встречали лакеи, которые принимали верхнюю одежду, давали жетон — а ля номерок, а вещи относили — в гардероб.

Сени, не столь пышные и лишенные росписи в XIX веке, сохранились до наших дней в практически неизменном виде, как и часть лестниц, буфеты, царское и актёрское фойе и — зал. Во времена Пушкина он был оформлен в голубом цвете.

ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
«Театр уж полон, ложи блещут» — Пушкин абонировал первую ложу первого яруса. Во время представления свет в зале не гасили — актеры и зрители могли разглядеть знаменитого поэта. В 30-е годы он был уже не тем молодым повесой, что ранее мог обмахиваться париком и громко шутить во время спектакля. Здесь Александр Сергеевич внимательно следил за действием.

СВЕТЛАНА СПИРИНА, руководитель музейно-экскурсионных программ Александринского театра:
По воспоминаниям современников, самая бурно реагирующая публика была как раз в Александринском театре. Могли за какой-то понравившийся монолог начинать кричать «фора», «браво», в основном качали «фора». Но также могли и ошикать, и освистать, и даже не дать доиграть до конца какую-то пьесу.

Спектакль состоял из трёх частей — водевиля, драмы и дивертисмента — начинался в восемь вечера и заканчивался к полуночи. Ставились и переводные, и отечественные пьесы. При жизни поэта в Александринском театре трижды сыграли «Хризоманию» — драматическую версию «Пиковой дамы». Это была одна из попыток адаптировать прозу Пушкина для сцены.

СВЕТЛАНА СПИРИНА, руководитель музейно-экскурсионных программ Александринского театра:
Главного героя, которого играл ведущий артист Александринского театра, Василий Андреевич Каратыгин, знаменитый трагик, его звали не Герман, а звали Карл Соломонович Ирмус. Исполнялись песни на стихи Пушкина, песни и романсы. Вполне возможно, что если не первое представление, то какое-нибудь второе или третье Пушкин мог видеть — что же Шаховской сделал из «Пиковой дамы».

С 1832 на сцене Александринского театра было поставлено свыше 50 спектаклей по мотивам произведений Пушкина.