В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь».

Тимофей Зудин, ведущий: В России, по данным ВЦИОМ, около 30% россиян не готовы оказать первую помощь. В опросах люди признаются, что чаще всего их останавливают: страх навредить пострадавшему, риск попасть под уголовную ответственность, если вдруг что-то пойдет не так. Даже есть чувство брезгливости, опасение заразиться каким-нибудь заболеванием. 

Ксения Бобрикова, ведущая: В социальной психологии существует такое понятие, как эффект очевидца. Суть эффекта в следующем, что чем меньше людей видят трагедию, тем больше вероятность, что кто-то поможет и наоборот, чем больше людей видят трагедию, тем меньше вероятность, что кто-то поможет. Как вы думаете, с чем это связано?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: Я думаю, что это связано с готовностью конкретного человека и общества в целом прийти на помощь. Если мы берем ситуацию сердечно-легочной реанимации, таких людей мало. Но если какой-то ребенок пытается выбежать на проезжую часть, поверьте мне, этот феномен не работает. Поэтому наша задача сформировать в обществе стереотипы поведения в тех ситуациях, которые требуют оказания первой помощи.

Тимофей Зудин, ведущий: Существует распространенное мнение, что человек, который оказывает первую помощь, может быть привлечен к уголовной ответственности, так ли это?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: На самом деле, существует такое понятие в уголовном законодательстве, как крайняя необходимость и не является уголовно-наказуемым деянием причинение вреда и неуспешное оказание первой помощи в случае крайней необходимости. Но нельзя превышать пределы крайней необходимости — это значит, что первую помощь мы должны оказывать строго в тех рамках, которые предписаны нашим действующим законодательством. Граждане должны знать, где эти пределы первой помощи и которые превышать нам нельзя.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие это рамки?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: Там, где начинается медицина, применяются различные методы первой помощи, включая прием Геймлиха и трахеостомию. Учить людей самостоятельно выполнять такие процедуры опасно и неверно. Вмешательство без специальной подготовки может только усугубить ситуацию и привести к серьезным травмам. Поэтому важно следовать рекомендациям медиков и вызвать скорую помощь при необходимости. Первая помощь при судорожных синдромах должна быть ориентирована на предотвращение травм и обеспечение безопасности пострадавшего.

Ксения Бобрикова, ведущая: Один из страхов, который мешает оказать первую помощь, это брезгливость и боязнь заразиться каким-то заболеванием. В принципе, это наш природный инстинкт самосохранения. Скажите, как можно преодолеть это чувство и прийти на помощь?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: В первую очередь для этого существуют средства защиты и многие граждане Петербурга, которые участвуют в наших проектах, у них постоянно с собой два таких изделия: пару перчаток и специальные медицинские изделия для проведения сердечно-легочной реанимации. В настоящее время при проведении сердечно-легочной реанимации в принципе разрешается не выполнять искусственные вдохи. Можно ограничиться только надавливанием на грудину.

Тимофей Зудин, ведущий: Как эта процедура правильно называется? В каких случаях она применяется?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: Кто-то называет непрямой массаж сердца. У нас мероприятие надавливание на грудину. Мы увидели человека, который лежит на земле, обращаемся: «Мужчина, вам нужна помощь?». Нет ответа. Проверяю наличие дыхания. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Дыхание отсутствует. Пульс мы не проверяем. Если мы у данного пострадавшего определили, что у него отсутствует сознание и отсутствует дыхание, я вас прошу, вызовите, пожалуйста, скорую медицинскую помощь и сообщите следующее: «Чапыгина 6, один пострадавший. Отсутствует дыхание, отсутствует сознание. Приступили к сердечно-легочной реанимации». Руки берем в замок, большие пальцы с краю, и ритмичные нажатия: 5-6 сантиметров, 100-120 минут. Я осуществляю надавливание на центр груди, по счету раз, два, три продолжайте делать, как я. До прибытия скорой медицинской помощи мы с Тимофеем меняем друг друга и ждем, когда прибудет бригада скорой помощи, и это даст пострадавшему шанс выжить.

Ксения Бобрикова, ведущая: Можно ли при непрямом массаже сердца сломать ребра человеку?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: К сожалению, иногда такие случаи бывают, и причинить вред пострадавшему при проведении сердечно-легочной реанимации, действительно, выполняя избыточное надавливание, возможно. Но это не будет являться основанием для привлечения данного лица к юридической ответственности. Поверьте мне, я официально перед большой аудиторией заявляю, если с кем-то такая беда случится, то наши юристы придут этому человеку на помощь.

Ксения Бобрикова, ведущая: На сегодняшний день в нашей стране существует проект-концепция развития оказания первой помощи аж до 2035 года. Скажите, каких результатов мы хотим достичь за эти 11 лет?

Андрей Махновский, заместитель главного врача по скорой медицинской помощи НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, главный внештатный специалист Минздрава России в Северо-Западном Федеральном округе по направлению «Первая помощь»: К сожалению, у нас в стране пока не существует такого юридического и статистического понятия, как смерть от предотвратимой причины из-за неоказания первой помощи. Мы сейчас научно обосновываем этот показатель. По предварительным данным, он составляет, по Петербургу, около тысячи человек в год. Наша задача, чтобы эти тысячи человек в год, которые умирают от абсолютно предотвратимых причин, могли вернуться домой, на работу, чтобы этих случаев было как можно меньше. Мы ставим целевые показатели в течение десяти лет, хотя бы наполовину уменьшить количество таких случаев.