ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

В 20 веке среди филологов бытовало мнение: Пушкин часто позволял себе «поэтические вольности». Касалось это тех случаев, когда ударение в стихах отличалось от современного.

Идут «дворовые толпЫ», а не тОлпы, волны бьются о «мрачные скалЫ», а не скАлы, а Евгений Онегин собирался увидеть «чуждые странЫ», а не стрАны. Что это? Ошибки гения? Или вынужденные изменения в угоду рифме?

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, профессор, заведующий кафедрой русского языка РГПУ им. А. И. Герцена, доктор филологических наук:

На самом деле никакой ошибкой, конечно, это не является. Эта тенденция возникает в русском языке ещё в 15 веке, и если мы посмотрим на формы существительных женского рода множественного числа, то, действительно, увидим и у Пушкина, и у современников, и раньше, в 18 веке, что в такого рода существительных ударения во множественном числе ставилось на окончание. Что произошло дальше? На протяжении 19 века ударение будет смещаться на корень: стрАны, клЕшни, глАвы, сУдьбы и так далее.

Ударения в русском языке – одна из самых коварных тем. На выбор его места могут влиять и языковые тенденции, и самые разные законы, начиная, от закона аналогии и заканчивая экономией речевых усилий. Поэтому до сих пор остаются актуальными слова Пушкина: «Мудрёно по-русски писать и говорить хорошо».