В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Сергей Мацкевич, юрист.

Василий Киров, ведущий: Согласно актуальным данным, как минимум 7 миллионов россиян работают через цифровые агрегаторы и с каждым годом их становится все больше.

Людмила Ширяева, ведущая: Работников, которые предлагают свои услуги и товары через интернет-платформы, владельцы этих платформ могут оштрафовать за что угодно. Например, если клиенту не нравится, что ремонтник пришел в грязной спецовке или продавец неправильно выберет категорию для своего товара. Причем суммы санкций порой превышают доход профессионала, который разместил свое объявление. Неужели так много штрафов за такие не относящиеся к профессиональной деятельности оплошности?

Сергей Мацкевич, юрист: В настоящее время мы не располагаем какой-то официальной статистикой по штрафам, которую могли бы платформы предоставить. Но как юрист, проанализировав условия договоров, они примерно одинаковые на платформах, я могу сказать, что ответственность платформенных занятых достаточно жестко регламентирована и предусматривает достаточно жесткую систему штрафов. Работник обязуется выполнять правила сервиса, то есть не допускать каких-либо действий, которые могут, например, причинить ущерб имиджу платформы. То есть, как вы говорите, пришел исполнитель в грязной спецовке, он, по сути, представляет лицо компании, хотя не является там работником, но представляет площадку, от которой он пришел. Конечно же, клиент напишет негативный отзыв и у человека будет штраф. Есть даже площадки, на которых, когда исполнитель получает более пяти негативных отзывов, его аккаунт блокируют.   

Василий Киров, ведущий: Насколько это вообще законная практика штрафовать работника?

Сергей Мацкевич, юрист: Дело в том, что штрафы предусмотрены условиями сотрудничества, договором и когда новый пользователь, например, исполнитель услуг либо продавец товаров, заключает договор с платформой, он обязуется, что будет выполнять все условия, то есть принимает на себя обязательства, в том числе и по выплате штрафов.

Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли на данном этапе какие-то гарантии у людей, которые работают таким образом, могут ли они оспорить штрафы?

Сергей Мацкевич, юрист: Оспорить штрафы, конечно, можно. В рамках самой платформы есть какой-то функциональный раздел. Можно обращение составить, то есть, как правило, исполнитель услуг приводит свои доводы, представляет доказательства по поводу того, что он услугу оказал качественно. Платформа рассматривает и выносит решение.

Василий Киров, ведущий: В этом году планируют закрепить законом трудовые и социальные гарантии людей, которые предлагают свои услуги и работы через интернет на онлайн-площадках. Что глобально может измениться, потому что законопроект сейчас еще в процессе разработки?

Сергей Мацкевич, юрист: Да, предполагается принятие отдельного закона. Обращу внимание, что в декабре 2023 года был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации». Изначально, когда он разрабатывался в Госдуме, была рабочая комиссия, предполагалось, что понятие платформенной занятости будет именно в этом законе. Но потом, скажем так, масштаб оценили и решили сделать отдельный закон. Там будут определены все гарантии для платформенных занятых, то есть будет понятие правового статуса таких занятых и меры государственной политики в этой области. Хотят ограничить, в том числе, и «аппетиты» платформы по установлению штрафов.

Людмила Ширяева, ведущая: Как могут себя обезопасить люди, которые работают на таких платформах?

Сергей Мацкевич, юрист: В первую очередь надо обратить внимание на саму платформу, почитать отзывы в профильных интернет-ресурсах, в социальных сетях, пообщаться с людьми, которые там непосредственно работали и имеют какой-то опыт. Я бы, как юрист, рекомендовал в первую очередь читать документы, которые подписывают, потому что, как правило, пользователь ставит галочку в графе, что ознакомлен с правилами сервиса, а на самом деле никто их не читает.

Василий Киров, ведущий: С юридической точки зрения, дадите ли вы совет тем, кто предлагает свои услуги в плане оформления индивидуальным предпринимателем, самозанятым или заключать с платформой договор?

Сергей Мацкевич, юрист: В настоящее время ряд платформ с физическими лицами не будут работать, если у них нет статуса самозанятых — это обязательное условие для продаж товара. В моменте, какой статус выбрать, важно, если человек выбирает форму работы самозанятого, то есть это меньше налоги, меньше отчетность, не платит страховой взнос. Если же это индивидуальный предприниматель, то там будут определенные взносы, но зато идет трудовой стаж.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что бывают случаи, когда платформа без объяснения причин прекращает взаимодействие с профессионалом. Как это оспорить?

Сергей Мацкевич, юрист: Можно всё, наверное, спорить, но, к сожалению, правила таким образом сконструированы, что они включают условия смешанных договоров, то есть там есть и элементы договора возмездного оказания услуг, и агентского договора, и договора комиссии. Во многих местах прописано, что пользователь принимает полностью эти условия, и платформа оставляет право, без объяснения причин, просто разрывать отношения.